Презентация рейтинга РАНХиГС «Инновационный бизнес в регионах России»
13 января в рамках Гайдаровского форума – 2016 прошла презентация рейтинга РАНХиГС «Инновационный бизнес в регионах России» при участии Ассоциации инновационных регионов.
Цель рейтинга – выявление условий и результатов развития инновационного бизнеса. Фокус программы направлен на компании высокотехнологичных отраслей экономики, которые способствуют импортозамещению и обеспечению национальной безопасности.
Целевая аудитория – федеральные и региональные органы исполнительной власти, высокотехнологичный и наукоемкий бизнес в качестве инвесторов, предприниматели, разработчики технологий. Рейтинг показывает, где выгодно вести инновационный бизнес, отражает ситуацию в регионах, актуальные результаты инновационной деятельности. Методология рейтинга предполагает оценку по отдельным компонентам условий и результатов инновационной деятельности регионов, позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого региона.
Рейтинг основан на количественных показателях, а не на экспертных оценках, что делает его более объективным, по словам авторов. Данный рейтинг планируется разрабатывать и обновлять ежегодно.
Рейтинг состоит из двух блоков: условий и результатов. Блок условий предполагает оценку потенциала развития высокотехнологичных компаний, доступность основных ресурсов в регионе. Второй блок оценивает результаты развития высокотехнологичных компаний, их вклад в экономику региона. При оценке принимаются во внимание и прирост, и уровень основных показателей, отражающих развитие высокотехнологичного бизнеса: компаний, идей, продуктов.
Главными условиями развития высокотехнологичных компаний авторы называют государственную поддержку и доступность финансирования, доступность высококвалифицированных кадров и научно-исследовательский потенциал, доступность рынков и обеспеченность инфраструктурой, потенциал формирования высокотехнологичных кластеров.
Основные результаты развития высокотехнологичных компаний: формирование высокотехнологичного бизнеса, создание новых знаний и технологий, внедрение инноваций, общеэкономическая результативность.
Основной вопрос, на который ответят результаты рейтинга, – где хорошие условия, куда вкладывать деньги.
В ходе презентации представители регионов высказали свои мнения и пожелания для окончательного формирования структуры рейтинга.
Павел Кадочников, проректор Всероссийской академии внешней торговли, обратил внимание на тревожную тенденцию в создании новых знаний и технологий: дискриминацию кадров из-за недостатка технологических вузов.
По его мнению, необходимо учитывать также отличие столичных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) от большинства по условиям и ресурсам: «Где условия лучше, тот регион и развивается лучше». По словам Кадочникова, к весне 2016 г. планируется выпустить готовый рейтинг с учетом всех предложений.
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин выразил мнение, что необходимо определить, кому конкретно нужен рейтинг и чем он по существу поможет целевой аудитории. Указанные в программе федеральные министерства, инвесторы, госкомпании имеют разные задачи.
Плюсом Жвачкин назвал обновление технологического производства, но также обратил внимание на отсутствие в программе ряда важных направлений региональных экономик: информационных технологий, пищевой промышленности, лесной промышленности, добычи полезных ископаемых. Он призвал обратить внимание на потенциал кластерного развития.
Павел Свистунов, заместитель генерального директора ГБУ «Центр инновационного развития» выразил озабоченность по поводу обещания в такие быстрые сроки сформировать рейтинг и обработать результаты по регионам, например оценить свободные финансы субъектов РФ.
Выступающие сошлись во мнении, что рейтинг поможет каждому региону исправить свои проблемы, обмениваться информацией и пользоваться совместными инструментами. Прозвучало предложение максимально уделить внимание науке и образованию, отобразить в рейтинге научно-образовательный комплекс.
Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов высказал мнение, что для развития проектов необходима серьезная федеральная поддержка и дальнейшее сопровождение. По поводу рейтинга Минниханов добавил: «Задача непростая, но лучше нас ее никто не решит».
Гайдаровский форум – постоянно действующая дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем современности. Форум проводится с 2010 г. в память об ученом-экономисте, идеологе российских реформ начала 1990-х гг. Егоре Гайдаре. Ведущее место в дискуссиях форума занимают темы, связанные с положением и стратегической ролью России в мире.
Модераторами форума выступают высокопоставленные политики и известные эксперты: чиновники российского Правительства, представители региональных органов власти, ведущие отечественные и зарубежные экономисты.
Целями форума являются привлечение ведущих мировых ученых и практиков к совместному обсуждению экономических и политических проблем; поддержание непрерывного экспертного диалога по ключевым политическим и экономическим вопросам; отражение основных трендов и ключевых событий национальной и глобальной экономики и политики; выработка стратегических предложений и рекомендаций по развитию российской экономики.
Организаторы – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара и Фонд Егора Гайдара.
Генеральные партнеры форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (Акционерное общество). Финансовый партнер – «Открытие». Стратегические партнеры – Соса-Сola, Корпорация «Джонсон & Джонсон», «Новартис», ГК АКИГ, O1 Group, Фонд Егора Гайдара. Автомобиль форума – Audi. Официальные партнеры – Microsoft, ОАО «РВК». Партнеры – Unilever, Cotton Way, ОАО «РЖД», «Мегафон», EY, AIPM, Администрация Томской области, ИНОТомск, Фонд развития промышленности, X5 Retail Group.
Глобальный информационный партнер – BLOOMBERG. Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», медиахолдинг РБК, ИА ТАСС. Генеральный радиопартнер – «Русская служба новостей». Стратегические инфопартнеры – информационные агентства «Интерфакс», «Россия сегодня», ПРАЙМ. Главные информационные партнеры – радиостанция «Коммерсант FM», Газета.Ru, телеканал RT. Информационные партнеры – «Российская газета», Полит.ру, ИА Финмаркет, REUTERS, Phoenix TV (Китай), ИА Синьхуа, радиостанция «Эхо Москвы», «Парламентская газета», The Moscow Times, Лента.Ru, журналы «Профиль», «Сноб», «Стратегия», «Мир и политика», «Бизнес журнал», BRICS, Business Excellence, Национальный банковский журнал, журнал Financial One, «Государственная служба»; ИД «Комсомольская правда», РИА «ФедералПресс», AK&M, Russia Direct, RBTH, портал Investing.com.
Дата : 14 января 2016