ПОЗДРАВЛЯЕМ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ
В Приморском филиале РАНХиГС 25 апреля прошла защита итоговых аттестационных работ государственных служащих Администрации Приморского края по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки « Государственное и муниципальное управление». Вчерашние слушатели представили к защите итоговые аттестационные работы, касающиеся государственной политики в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной работы, документоведения и пр., в которых раскрывались проблемы и предлагались пути их решения через принятие управленческих решений, формулировались рекомендации и предложения по улучшению деятельности в той или иной сфере.
Нужно отметить, что успешная защита аттестационных работ по образовательной программе не только значимый итоговый этап в жизни выпускников Приморского филиала РАНХиГС, но и всегда радостное волнующее событие для всего профессорско-преподавательского состава Приморского филиала РАНХиГС. Одни - приходят в филиал за знаниями и новыми профессиональными компетенциями, по окончанию обучения получают престижный диплом о профессиональной переподготовке в Академии. А другие – дают свои знания и опыт, улучшают профессиональную подготовку и выпускают специалистов, получивших современные знания, навыки и умения, которые обязательно им помогут в дальнейшей работе.
На защите аттестационных работ мы познакомились с Максимом Михайловичем Бурдело, исполняющим обязанности директора департамента культуры Приморского края. Он с отличием защитил работу на тему «Региональные аспекты культурной политики, на примере сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории Приморского края». – «Такую тему работы я выбрал неслучайно. В своей повседневной трудовой деятельности я занимаюсь этим направлением. Мое первое образование – высшее юридическое (юриспруденция), в 2004 году окончил ДВГУ. В Администрации Приморского края работаю 5 лет. Мне было принципиально важно пройти обучение в Приморском филиале РАНХиГС. Здесь раскрываются большие возможности для самоподготовки! Ведь в повседневной рутинной работе не всегда хватает времени целенаправленно изучать те или иные дисциплины, а также действующее законодательство в разных сферах, не относящихся к профильной работе. А для дальнейшей трудовой деятельности, для твоего карьерного роста необходимы новые современные знания. |
К тому же, во многих конкурсах, объявляемых Администрацией Приморского края, помимо основного образования, требуется профессиональная переподготовка по государственному и муниципальному управлению. Диплом Академии при Президенте РФ считается одним из престижных! Приморский филиал РАНХиГС находится во Владивостоке. Все, по сути, в шаговой доступности: необходимые консультации, помощь специалистов учебно-методического отдела по любому вопросу. В процессе ответов на вопросы членов аттестационной комиссии, я еще лучше понял, что всех волнует история, памятники культуры, в чьем ведении они находятся, в каком состоянии, как финансируется программа сохранения памятников. Оказывается, что многим не безразлична судьба исторического наследия, которое мы должны сохранить, беречь и оставить будущим поколениям. Для меня день 25 апреля еще запомнится и потому, что моему сыну исполнилось семь лет, а доченьке 7 месяцев». |
На «отлично» защитила аттестационную работу по теме «Особенности языка и стиля служебных документов в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих» на примере документационного обеспечения Администрации Приморского края (АПК) Марина Ивановна Зубова, ведущий специалист Административного департамента аппарата АПК. Тема ее работы была настолько интересной и актуальной, что мы решили взять у нее интервью. - Марина Ивановна, Вы по специальности горный инженер-электрик, откуда такая любовь к русскому языку и филологические способности? - Русский язык не только очень красивый, он наш родной. Но в последние годы, почему- то резко стала проявляться сущая безграмотность населения. Еще печальней обстоит картина со знанием русского языка, грамматики, стиля делового письма у руководителей разного уровня, государственных служащих, которые должны быть примером во всем! Я по роду своей деятельности общаюсь с большим количеством людей, работаю в приемной губернатора Приморского края. Просматриваю много деловой и официальной документации, распоряжений и вижу, какое огромное количество ошибок орфографических, стилистических допускают специалисты в деловых бумагах, письмах, которые возвращаются вновь к ним на доработку. |
А в целом, страдает дело! Это подвигло меня взять такую тему и изучить особенности русского языка и стиля служебных документов на примере документационного обеспечения АПК, исследовать типичные ошибки при составлении служебных писем, а также разработать практические рекомендации по их устранению и причинам их возникновения.
- Вы за основу своей исследовательской работы взяли документооборот в Администрации Приморского края. Если можно, расскажите об этом подробнее.
- С 2013 года документооборот АПК осуществляется с использованием программного продукта «Практика» (это облачный сервис для надежного хранения и удобной работы с электронными документами). Документооборот АПК включает в себя следующие типы документов: поручения Президента РФ; постановления Правительства РФ; распоряжения Правительства РФ; письма служебные; приказы; представления прокурора. Большую часть документов в документообороте составляют служебные письма, число которых увеличилось в 2015 году на 1915. В соответствии с Инструкцией по делопроизводству, регулирующей документооборот в АПК, служебными письмами в документообороте АПК оформляются: инициативные письма; сопроводительные письма к проектам правовых актов; ответы об исполнении поручений Президента РФ, Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в ДФО; ответы об исполнении поручений федеральных органов исполнительной власти; ответы об исполнении поручений Губернатора; первого вице-губернатора и вице-губернаторов ПК; ответы на протесты, представления, требования прокурора Приморского края по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, а также ответы на экспертные заключения Управления Министерства юстиции по Приморскому краю; ответы на запросы различных организаций и частных лиц; ответы на обращения граждан.
В процессе подготовки работы, я обращалась с вопросами к специалистам отдела распорядительной документации, к помощнику губернатора, участвующего в процессе прохождения процедуры согласования писем с губернатором, и мне были названы основные причины возвратов документов на доработку. Это ошибки: орфографические, ошибки пунктуации – неоправданное (избыточное) использование и размещение запятых, либо их отсутствие там, где это необходимо, что, вероятнее всего, демонстрирует незнание правил построения предложений с причастными и деепричастными оборотами; нарушение согласования времен и падежей, ошибки в окончаниях слов; неверное построение текста документа. Вероятно, полученные в школьные годы знания, в какой-то степени утрачены, либо не были востребованы и частично забыты, а потому и происходят такого рода ошибки. Кто-то из сотрудников, возможно, изначально не обладал высоким уровнем грамотности, что при устройстве на госслужбу не было выявлено, либо не стало критерием отбора.
Некоторые составители не знают особенностей официально-делового стиля. Не используют опыт своих коллег, оставляют без внимания аналогичные письма, уже прошедшие согласование и предшествующие периоды работы своего структурного подразделения. Иногда наблюдается невнимательность, небрежность, когда грамотные сотрудники отправляют документы с ошибками-описками, а также некорректно осуществляют прикрепление файлов-приложений к основному письму.
- Марина Ивановна, хотелось бы, чтобы в дальнейшем результаты исследования, приведенные в вашей аттестационной работе, стали интересны департаменту государственной гражданской службы и кадров АПК и были использованы в разработке программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Какие Вы можете дать практические рекомендации по устранению ошибок и причин их возникновения при составлении служебных писем сотрудниками АПК?
- Статистика по возвратам служебных писем на доработку показывает, что в сфере делопроизводства, именно при составлении писем, сотрудниками допускается большое количество ошибок. В связи с этим необходимо проводить статистический анализ по качеству работы с документами в АПК, мотивировать госслужащих на добросовестное выполнение своих обязанностей по составлению документов. А используя данные статистического анализа, который возможен при обработке статистических данных СЭД «Практика», можно будет выявлять госслужащих, которым необходимо повысить свой уровень квалификации в области знания русского языка.
При проведении процедуры аттестации госслужащих целесообразно в характеристике отразить данные такой статистики и, в случае выявления проблем по количеству возвратов документов на доработку по причине незнания норм русского языка, либо особенностей официально-делового стиля, рекомендовать госслужащему пройти обучение. Количество ошибок, связанных с пробелами в знании норм русского языка, можно сократить только, восполнив данные пробелы. Думаю, что для обучения госслужащих необходимо привлечение специалистов-филологов для проведения краткосрочных семинаров-тренингов. Возможно, также ввести курс «Особенности языка и стиля в деловой документации» в рамках переподготовки, которая проводится ведущими ВУЗами по договору с АПК».
Татьяна Куценко.
Дата : 27 апреля 2016