Чего ожидать на рынке труда в условиях «свободы»?
Сегодня может ли кто-то ответственно утверждать, что в Приморском крае нынешнее состояние рынка труда соответствуют тем инвестиционным задачам, которые сформулированы на самом высоком уровне? И сможем ли обеспечить потребности в качественной рабочей силе, развернув здесь территории опережающего развития, запуская сюда резидентов свободного порта и т.д.? Каково нынешнее состояние рынка труда? Кто-нибудь может дать его характеристику не только по количественным, но и главное - качественным параметрам? Каким будет спрос на рабочую силу через год, пять лет? За счет, каких ресурсов живого труда можно будет обеспечить потребность инвесторов, которые захотят воспользоваться льготными режимами нашей территории? Можно ли рассчитывать на уровень квалификации нынешних и будущих выпускников федерального университета, либо же обойдемся потоком мигрантов из стран Средней Азии?
Такие вопросы можно задавать и задавать, но гораздо важнее искать на них ответы. Тревогу вызывает то, что в планах Министерства Дальнего Востока или Администрации Приморского края пока серьезно эта проблематика не обсуждается. Более того, создается впечатление, будто там думают, что все «рассосется» само собой. Но рассчитывать на это, значит усиливать и без того риски потенциальных инвесторов, которых мы сюда привлекаем льготами по налогообложению, минимальными тарифами, но ни словом не обсуждаем, ни качественные, ни количественные характеристики имеющейся рабочей силы. Если думать, что это забота инвестора, и он сам завезет сюда «своих» работников, то в конечном счете может получиться так, что их обустройство обойдется ему гораздо дороже сэкономленного на льготах. И хорошо, если инвестор просчитав ситуацию заранее, откажется от такого сомнительного проекта. Совсем другое дело, если он будет исходить из понимания, что здесь есть «свободные» люди, есть биржа труда, есть очередь из желающих получить работу, и он сможет набрать требуемых ему работников. А на самом деле ситуация выглядит так, что число вакансий в несколько раз больше количества безработных, и никакие льготы его здесь при таком положении с кадрами не удержат.
В данном случае, беспокоит не столько судьба будущего инвестора (о себе он позаботится сам), сколько перспектива развития территории, объявленной приоритетной на столетие. Для которой уже не мало сделано и в институциональном и законодательном планах, но которая, буквально, на первых шагах реализации, находится под угрозой срыва из-за того, что главный компонент любого вида деятельности – рабочая сила – оказывается вне поля зрения тех, кто принимает решения.
Первой и принципиально важной задачей, решению которой пока уделяется недостаточно внимания, – это тенденция сокращения населения, как на всем Дальнем Востоке, так и, в частности, на территории Приморского края. Эту устойчивую тенденцию последней четверти века не смогли преломить огромные инвестиции при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Нет пока никаких поводов ожидать положительных изменений в демографических показателях края вплоть до 2050 года, а судя по нынешней возрастно-половой структуре населения, ситуация будет усугубляться. При убывающем населении рассчитывать на ускоренное, опережающее или свободное экономическое развитие территории невозможно. История подобных примеров не знает. Поэтому в этом направлении необходимо прежде всего вести поиск решения.
Изменение параметров демографических показателей, обеспечивающих рост численности населения за счет различных источников, дает шанс позитивно повлиять и на состояние рынка труда, сначала количественно, а затем и качественно. При этом важно, чтобы у этой задачи были обозначены временные границы, скажем, на ближайшие десять-пятнадцать лет необходимо обеспечить прирост численности не менее 20-ти тысяч в год. Такой ориентир должен стать определяющим и с точки зрения прироста новых рабочих мест, и жилья, и мест в детских садах, школах, медицинском обслуживании, продуктов питания и т.д. Сегодня в органах управления и службах Приморского края так задача не ставится, и это является принципиальной стратегической ошибкой. Строго говоря, состояние демографического потенциала территории является зоной ответственности субъекта федерации, и там, где наблюдается убыль населения, обозначает лишь то, что губернатор не обеспечил социальную конкурентоспособность вверенной ему территории.
Принятые в последнее время федеральные законы о территориях опережающего социально-экономического развития и о свободном порте Владивосток подразумевают повышение привлекательности территории, но готовы ли органы и государственной власти, и муниципалитетов воспользоваться в полной мере этими условиями? Представим себе, что завтра сюда поедут десятки тысяч переселенцев, в надежде на получение хорошей работы, как это случилось, скажем, с беженцами восточных районов Украины. Готова ли территория к такому повороту событий, сможем ли мы здесь не только дать достойную работу, но и обеспечить нормальным жильем, и какие усилия предпринимаются чиновниками для того, чтобы это сделать?
Не менее важной задачей, которая требует пристального внимания, – подготовка специалистов. Да, создан Федеральный университет, построен кампус, студенты могут гордиться тем, что они станут его выпускниками, но много ли сегодня примеров успешной карьеры молодых специалистов, получивших дипломы ВУЗов Владивостока и реализовавших себя здесь, например, на стройках саммита АТЭС, в ведущих компаниях, или даже на чиновничьем поприще? А каково соотношение выпускников с высшим образованием и среднего специального, а сколько специалистов среднего звена подготовлено, а рабочие специальности, где и как ведется подготовка, кто определяет и поддерживает эти пропорции? – Все это и есть составляющие рынка труда на конкретной территории, которые регулируются совершенно по другим основаниям, нежели того требует региональная экономическая площадка. Так, количество учащихся в среднеобразовательных школах за 15 лет сократилось на 110 тыс. человек, студентов в вузах почти вдвое больше, чем студентов в средних специальных учебных заведениях. Откуда тогда удивление, что выпускники работают не по специальности.
Ну и еще одна позиция, которая оказывает влияние на состояние рынка труда – это мигранты, трудовые мигранты. В общем потоке мигрантов, который преимущественно состоит из российских граждан, приезжающих или выезжающих из Приморского края, международная миграция составляет незначительную долю. Так, поток российских мигрантов, прибывших в край в 2014 г. насчитывал 65,5 тыс. чел., а выбывших – 71,6 тыс., то есть край потерял за год более 6 тыс. человек, а международная миграция составила в числе прибывших 10 тыс. чел., а выбывших – 7,8 тыс., что не компенсировало потерю выбывшего российского населения, и абсолютная убыль составила почти 4 тыс. за счет миграции.
Эти и многие другие вопросы, связанные с формированием рынка труда, нуждаются в том, чтобы об этом не только говорили, но и принимали действенные меры, направленные не только на его удержание, но и коренного изменения. Приморскому краю необходима долгосрочная программа формирования рынка труда под те задачи, которые намечены на будущее. Но эта программа не может и не должна быть результатом кабинетных размышлений, а сформирована путем коллективного обсуждения всех заинтересованных сторон, с привлечением и специалистов, и практиков. Только в этом случае можно рассчитывать на реализацию тех планов, которые позволят российскому Дальнему Востоку, Приморскому краю, Владивостоку интегрироваться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.
Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН, к.э.н.
Дата : 30 июня 2016