Новости

На главную / Новости / РАБОТА ИНТЕРЕСНА ТЕМ, ЧТО ОНА ЖИВАЯ

РАБОТА ИНТЕРЕСНА ТЕМ, ЧТО ОНА ЖИВАЯ

Сегодня мы пригласили на интервью Екатерину Вениаминовну Черновицкую, заместителя директора департамента образования и науки Приморского края и предложили ей ответить на ряд вопросов, которые интересны читателям. Мы очень благодарны Екатерине Вениаминовне за искренние ответы, которые она дала, не смотря на большую профессиональную занятость.

Несколько слов о себе. Где родились, росли, учились? Ваше образование, имеете ли ученую степень? Ваш трудовой путь? Как пришли работать в Администрацию Приморского края?

- Родилась я в городе Ленинграде, теперь Санкт-Петербурге. В школьные годы кочевала с родителями по стране, папа был военным. Окончила школу в Амурской области в городе Белогорске. Высшее образование получила в ДВГУ - филолог, преподаватель русского языка и литературы, ученой степени не имею. Почетный работник высшего профессионального образования. Работала учителем в школе, методистом в Управлении начального профессионального образования Приморского края, была приглашена в 1994 году в Администрацию Приморского края на должность помощника советника Губернатора края по вопросам профессионального образования и науки. С тех пор замещала различные должности госслужбы, работая в департаменте образования и науки.

Если можно, расскажите, что входит в круг ваших должностных обязанностей?

Все эти годы я занимаюсь развитием профессионального образования в крае, работаю с вузами и научными организациями, расположенными в Приморье, по реализации вопросов подготовки кадров, социальной поддержке обучающихся, реализацией законодательства, указов и поручений Президента РФ в области науки и профобразования на территории Приморского края. В частности, определением для подведомственных образовательных организаций госзаданий на подготовку кадров, анализом их выполнения, обеспечением деятельности образовательных учреждений с точки зрения формирования бюджета и перспектив развития. Создается современная оптимальная система подготовки трудовых ресурсов, которая продолжает совершенствоваться, отвечая на новые вызовы времени. С целью ее развития утверждены программные документы, нормативно-правовые акты, совещательная площадка - координационный совет, объединяющий представителей профобразования, власти и бизнеса.

Чем интересна Ваша работа? Ведь сегодня заниматься вопросами образования очень нелегкое дело? Ваши сильные стороны и компетенции, как руководителя Департамента образования и науки?

Работа интересна тем, что она живая. Один день не похож на другой, приходится заниматься сразу несколькими вопросами одновременно: постоянно работать с разными людьми - обычными гражданами, с известными, авторитетными представителями науки, образования, культуры. Быть постоянно в курсе всех современных тенденций.

 Говорить и судить о своих сильных сторонах руководителя, сложно. Недавно был день моего рождения и многие коллеги говорили, что я способна услышать, понять, принять решение обдуманно и не сгоряча. Привлечь к решению поставленной задачи подчиненных через определение ее важности и последовательности исполнения, отмечали умение дипломатически сглаживать острые моменты на работе и во взаимоотношениях.

Как Вы относитесь к реформам в образовании? И все ли, на Ваш взгляд, в них правильно? Я имею в виду дошкольное, школьное, средне - специальное, высшее образование?

Как чиновник может относиться к реформам, проводимым государством? Даже если в чем-то мне изменения непонятны, я обязана их понять, принять, разработать механизм реализации. Саботировать не приходится, но подходить к реализации изменений в образовании необходимо не формально и не бездумно. Чтобы не навредить и не наломать дров, нужно работать с экспертами, слушать их мнение и вместе формулировать поправки, вовлекать заинтересованных людей в круг их решения.

В последние годы создался ощутимый дефицит рабочих кадров. Их катастрофически не хватает на рынке труда в любой отрасли. Что делается в Приморском крае, чтобы улучшить ситуацию?

Это как раз то направление деятельности, которым мы с коллегами занимаемся очень ответственно и повседневно. Проблема связана и с демографией и с экономическими обстоятельствами, в которых развивалась страна и край. Если на демографию повлиять мы не очень можем, то на ситуацию с привлечением молодежи к получению востребованных рабочих профессий обязаны. Что для этого надо сделать? Прежде всего, изменить условия получения этого уровня образования: учреждения должны быть сильные, качество подготовки достаточно высокое, чтобы выпускники были востребованы, тогда повысится имидж рабочих профессий и учреждений, которые по этим профессиям готовят. Для этого мы работаем на рынке труда с партнерами, предприятиями крупного и среднего бизнеса, департаментом труда и соцразвития, с родителями и молодежью по целому ряду направлений. Составляем прогноз потребности подготовки кадров, формируем госзадания на подготовку, занимаемся профориентацией, организацией практического (дуального) обучения, организацией проведения конкурсов профмастерства, укреплением базы подготовки, согласованием программ обучения, трудоустройством, социальной поддержкой. Есть очевидные успехи в этом сближении, заключили много разноуровневых Соглашений и договоров, обеспечивающих это взаимодействие. Сегодня в Приморском крае более 90% выпускников государственных краевых колледжей в первый год после выпуска находят работу.

Поговорим об участившихся в последнее время скандалах, связанных с отсутствием госаккредитации в вузах. Например, в Приморской государственной сельскохозяйственной академии, в Дальневосточном техническом рыбохозяйственном университете, ведущим образовательную деятельность без аккредитации. Как это могло произойти? И как сегодня будущим студентам уберечься от таких серьезных проблем в перспективе?

Эти решения принимались в отраслевых ведомствах и Минобрнауки РФ, мы, к сожалению, повлиять на эту ситуацию никак не можем. Вузы лишались аккредитации в период выпуска студентов, понесли очень серьезный моральный и имиджевый урон. Политика в отношении государственной аккредитации проводится очень жестко, требования к аккредитации высоки и не все могут их выполнить, отраслевые вузы лишаются тех направлений подготовки, за счет которых развивались в 90-е, и ныне в 20-е годы- экономические и социальные направления. Их возвращают в рамки отраслевых направлений деятельности. Будущим студентам при выборе места учебы надо ориентироваться на сложившиеся в Приморском крае направления подготовки, подкрепленные уровнем научной школы и педколлективом вузов, перспективой будущего трудоустройства. Вуз в любом случае выдаст выпускникам диплом – это закреплено законодательством, но без госаккредитации - диплом вуза, а не диплом установленного государственного образца, который требуется при трудоустройстве в органы государственного и муниципального управления, силовые структуры.

Екатерина Вениаминовна, как Вы думаете, почему на рынке образовательных услуг все чаще появляются непрофессионалы, работающие в подворотнях, демпингующие цены за обучение, выдающие документы об образовании, которого, по сути, не дают. Какими критериями должны обладать учебные заведения, предоставляющие образовательные услуги, почему, так называемые «предприниматели от образования» получают лицензии на предоставление услуг?

Все критерии и требования к лицензированию образовательных услуг известны, определены законодательством, размещены на сайте департамента образования и науки Приморского края. Уполномоченный отдел департамента выдает лицензии на образовательную деятельность. Департамент не имеет полномочий по проверке деятельности всех организаций, претендующих считаться образовательными – это дело прокуратуры и полиции. Департамент осуществляет в рамках своих полномочий проверку на основании поступающих обращений граждан и соответственно реагирует по результатам проверки.

Как Вы относитесь к Дополнительному профессиональному образованию (ДПО)?

Считаю, что ДПО сегодня – одно из самых востребованных направлений. Закончилось время, когда человек получал профессию на всю жизнь, пришли времена, когда учиться, повышать свою квалификацию, а подчас и проходить переподготовку необходимо, поэтому от лозунга - образование на всю жизнь, мы перешли к требованию – образование через всю жизнь.

Профессиональная подготовка госслужащих. Ею активно занимается ПФ РАНХиГС. Есть хорошая база, высокий научно-преподавательский потенциал. Разработаны современные образовательные программы, которые слушатели с интересом осваивают, а по окончанию образовательных курсов, получают дипломы и удостоверения Академии при Президенте РФ. Считаете ли Вы Приморский филиал РАНХиГС более значимым среди других учебных структур ПК в профессиональной переподготовке госслужащих органов законодательной и исполнительной власти ПК?

Это требование – образование через всю жизнь - в первую очередь, касается госслужащих. Оно закреплено и в законе о госслужбе, необходимо в процессе работы, ее эффективности. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собой специально организованную систему их обучения, которая реализуется Президентской Академией, ее филиалами, в том числе Приморским филиалом РАНХиГС. Приморский филиал   РАНХиГС как раз и обеспечивает аттестацию госслужащих и претендентов на должности в органах государственной власти. На курсах повышения квалификации госслужащих в ПФ проходят обучение представители практически всех ведомств. Занятия проводят преподаватели-практики, а содержание программ постоянно актуализируется с учетом требований сегодняшнего дня.

Сегодня в Академии при Президенте РФ прошли обучение 45% госслужащих страны. Свыше 70% руководителей регионов РФ – выпускники РАНХиГС. Более 10 000 государственных служащих, включая представителей высшего управленческого звена, аттестованы в Академии. Конечно, это очень серьезная и востребованная образовательная структура и каждый чиновник считает престижным получить здесь новые компетенции.

Интервью подготовила Татьяна Куценко.






Дата : 15 июля 2016

Архив новостей по годам: 2018 | 2017 | 2016 | 2015



Контакты

Контакты
690034, г.Владивосток, ул. Стрелковая, 14

Телефон:+7 (423) 263-01-85
Факс:+7 (432) 263-92-85
E-mail:post-prim@ranepa.ru

График работы:
понедельник – пятница с 8-30 до 17-30
обед с 13-00 до 14-00

ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК
Директор : +7 (423) 263-01-85
Приемная : +7 (423) 263-92-85
Отделы : +7 (423)
Центры : +7 (423)