О РОЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4 июля 2016 г. в администрации Уссурийского городского округа состоялось заседание Консультативного Совета по делам национально культурных автономий при администрации Уссурийского городского округа. На этом заседании мне было предложено выступить с докладом «Этнокультурная политика и практика в регионе: интеграция институциональных факторов формирования межэтнических отношений».
Моя задача состояла в том, чтобы показать роль муниципальных образований в тесной взаимосвязи с НКО решать сложные вопросы межконфессионального и межэтнического взаимодействия многонационального населения Приморского края.
В этом плане наш край действительно уникален. В Приморском крае проживают представители 158 национальностей из 193, населяющих Россию. Это богатая приморская палитра. С момента переселения, все мы традиционно дружно обитали вместе, уважая старожильческие традиции совместного проживания, терпимо относились к приезжим, стараясь помочь им быстрее влиться в местное сообщество.
Отрадно отметить, что благодаря прошлому опыту и сегодня в крае сохраняется межнациональное согласие. Во многом хорошим отношениям между людьми разных национальностей способствует и то, что в общей системе управления в Приморском крае, управление региональной национальной политикой осуществляется комплексно. В этой системе представлены экономические, социальные, духовные, демографические, миграционные и иные факторы общественной жизни.
На территории края действуют 75 некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнациональных отношений, и 23 – в сфере защиты прав коренных малочисленных народов, традиционного природопользования и традиционного хозяйствования.
Кроме этого, Приморский край, по-прежнему, является территорией, привлекательной для мигрантов и беженцев.
Нашему региону присуща своя специфика межнациональных отношений и обуславливается, прежде всего, этнокультурными потребностями народов, населяющих территорию края с XIX века, а также интересами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В последнее время, решение проблем, складывающихся в сфере межнациональных отношений, все больше переносится на уровень Муниципальных образований. И это объясняется тем, что проблемы, складывающиеся в миграционных процессах, первично формируются именно здесь.
В настоящее время отмечается заметный приток мигрантов из Средней Азии. Наша задача в изменяющихся условиях сохранить межнациональную гармонию в крае. Пока случаи открытого экстремизма Приморье обходят стороной. Но нужно не дожидаться конкретных фактов, а анализировать истоки агрессивности, национальной неприязни. Опасность в этом
смысле представляет незаконная миграция.
Первая возможность проявления экстремистских настроений начинается с момента приезда мигранта на территорию муниципалитетов.
Они едут к нам без каких-либо приглашений, пользуясь безвизовым порядком въезда на территорию России.
Подавляющее большинство из них не хотят нарушать законодательство, и стремится в установленные законом сроки получить соответствующий правовой статус и трудоустроиться, но не всегда могут это сделать вовремя и становятся незаконными мигрантами.
К сожалению, таким положением мигранта могут воспользоваться криминальные структуры или люди, склонные к экстремизму.
Необходимо прекратить стихийный въезд, сделать акцент на упрощённых формах трудовых виз, специальных приглашениях, организации «трудовых миграционных мостов» и других методов регулирования трудовой миграции.
Решение одной части перечисленных задач, безусловно, относится к федеральному центру, но другая – это задача муниципалитетов. Пример тому - работа по приему, обустройству и трудоустройству граждан, вынужденно покинувших Украину в 2014 – 2015 годах. Именно на муниципальные округа в организационном и материальном отношении легла основная нагрузка массового въезда этих людей в край.
Другая причина усиления роли муниципалитетов в решении миграционных проблем объясняется тем, что многие мигранты из Средней Азии едут в Приморье с семьями, рожают здесь детей. Вроде бы ничего страшного в этом нет, но зачастую, они пребывают в край нелегально. Их дети подрастают, и наступит момент, когда они заявят о себе и попросят своего места в обществе. Они не могут быть все время отщепенцами, на нелегальном положении.
Необходимо проведение соответствующей правовой акции предоставления правового статуса тем проживающим в России мигрантам, кто нашел свое место в обществе, занимается общественно-полезным трудом и не представляет угрозы государству. Но этот вопрос кроме полемики пока не решается. А проблема усугубляется. Именно во взаимодействии этих людей, не нашедших достойного места в обществе с коренным населением края, возникают истоки межконфессиональных и межнациональных конфликтов.
В такой непростой обстановке муниципалитеты не должны стоять в стороне от возникающих проблем. Их задача - выявлять и информировать соответствующие структуры о пребывающих на их территорию семьях, имеющихся на территории негативных явлениях или факторах, способствующих появлению таких явлений, проводить работу по укреплению межнационального и межконфессионального согласия по сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения.
Об этом шел разговор на состоявшемся 11 июля заседании Совета по межнациональным отношениям при Администрации Приморского края под председательством В.В. Миклушевского, на котором обсуждались вопросы «О системе мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на территории Приморского края».
Очевидно, что выполнить мероприятия по организации такой системы мониторинга без участия муниципалитетов и НКО невозможно. Необходима подготовка соответствующих специалистов, разбирающихся в проблемах межэтнических и межнациональных отношений. Речь идет о подготовке специалистов, работающих непосредственно в Муниципальных округах, и специалистов администраций поселений и заинтересованных НКО.
Поэтому логично, что вторым пунктом повестки состоявшегося заседания Совета по межнациональным отношениям при Администрации Приморского края был рассмотрен вопрос «О повышении уровня профессионализма государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Приморского края, специалистов органов местного самоуправления в вопросах профилактики экстремизма и ксенофобии, этнокультурного развития, межнационального диалога».
В решении Совета по этому вопросу были даны рекомендации главам администраций муниципальных образований ПК изучить потребность в переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, в том числе муниципальных поселений, осуществляющих деятельность в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Предоставить в департамент внутренней политики Приморского края список муниципальных служащих, рекомендованных к обучению в срок до 20 сентября 2016 года.
Кроме этого, Совету муниципальных образований Приморского края рекомендовано оказать содействие в наборе групп муниципальных служащих, специалистов профильных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, для целевого обучения в филиале РАНХиГС, в рамках курса «Безопасность межнациональных и межконфессиональных отношений».
К сожалению, какой-либо активности и понимания необходимости подготовки соответствующих специалистов со стороны муниципальных образований края пока не наблюдается. Об этом наглядно говорят цифры.
С прошлогоднего Совета, где Приморскому филиалу РАНХиГС было дано поручение по организации обучения образовательной программы повышения квалификации «Безопасность межэтнических и межконфессиональных отношений» для муниципальных служащих, работников образовательных учреждений и других заинтересованных категорий слушателей, несмотря на значительные усилия, нам удалось обучить лишь 8 специалистов из 7-ми муниципальных округов за год. Среди слушателей не было ни одного руководителя МО и лишь один представитель поселения.
Многие муниципалитеты обосновывают отказ обучать своих специалистов отсутствием финансирования, переносом сроков обучения на более поздний период. К примеру, Кировский МО вообще сослался на отсутствие необходимости в обучении такого специалиста.
Но, по моему мнению, это проявление халатности к выполнению своих функций. Нельзя жить по принципу: «Гром не грянет, - мужик не перекрестится». Не то сейчас время и мы имеем много тому примеров!
Из всех МО хочу отметить активность и правильную оценку ситуации лишь Шкотовского, Хасанского и Красноармейского МР, направивших предложения на обучение по 5-6 человек.
Активное участие в данном вопросе проявляет Ассоциация "Совет муниципальных образований Приморского края», которая единогласно на заседании Правления поддержала предложение Приморского филиала РАНХиГС «Об организации переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, работающих в сфере межнациональных отношений» и определила меры по его реализации. Сегодня работа в этом направлении продолжается.
Сегодня муниципальным округам предложено обучение на очных кустовых курсах с выездом на территорию одного из Муниципальных округов. Этот вариант позволит привлечь к участию в курсах представителей поселений, непосредственно работающих с населением. В результате нами было сформировано 6 кустовых округов с охватом всех 34 МО края.
По этому варианту поступили заявки на обучение 42-х человек, т.е. от 6 до 10 слушателей на каждый куст. При этом ряд МО предлагают перенести обучение на осень 2016 года.
Надежду на успех в обучении специалистов МО, представителей поселений и заинтересованных НКО вселяет возросшая активность руководителей МО, о том, как они отреагировали на последнее наше предложение. Это говорит о появившемся осознании того, что укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения не просто хобби, которым можно заниматься на досуге, а обязанность, возложенная на них Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". (ст. 14, п.1, п.п.7.1) и7.2))
Мы надеемся, что укрепить эту работу поможет объявленный по инициативе Департамента внутренней политики и Приморского филиала РАНХиГС 2-ой краевой Конкурс работников сферы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Приморского края. Сегодня, судя по первым результатам, активную позицию в изучении условий участия в Конкурсе, проявляют только подразделения Администрации края, и нет ни одного звонка со стороны МО. Конкурс призван повысить статус, эффективность использования практического опыта работников сферы реализации государственной национальной политики, а также оказать содействие развитию профессиональной компетентности. В этом году учредители предусмотрели награждение победителей дипломами Конкурса, с вручением именного сертификата на льготное обучение по одной из программ дополнительного образования в Приморском филиале РАНХиГС.
Первый Конкурс работников сферы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Приморского края состоялся 31 октября 2015 года. В нем приняли участие представители всего девяти муниципальных территорий.
По результатам Конкурса я и другие члены жюри сделали главный вывод: «Без предварительного обучения специалистов муниципальных округов и поселений методам работы в области межнациональных и межконфессиональных отношений, качественных результатов от проведения Конкурса не будет». Не хотелось бы думать, что предстоящий Конкурс еще раз подтвердит этот вывод.
Верится, что участие в объявленном Конкурсе – станет делом чести каждого МО и проверка их готовности к выполнению возложенных на них федеральным законодательством функций.
Сергей Пушкарев, директор Регионального научно-образовательного центра миграционных процессов и технологий «Регион» ПФ РАНХиГС, председатель комиссии по миграционным проблемам и межнациональным отношениям Общественной палаты ПК, заместитель председателя Ассамблеи народов ПК.
Дата : 19 июля 2016