Программы MBA в эпоху прорывных технологий
Заключительной дискуссией Гайдаровского форума – 2018 стала сессия «Программы MBA в эпоху прорывных технологий». Эксперты – представители разных бизнес-школ – предложили свое видение того, как должно измениться преподавание в современном мире с учетом новых вызовов.Модератором сессии выступил Эндрю Мэйн Уилсон, исполнительный директор AМВА International. Он представил результаты исследования на рынке AМВА в России. Спикер отметил, что на данный момент в стране аккредитовано 12 школ AМВА. Самой распространенной программой является двухгодичный курс, который возможно совмещать с работой. Эндрю Мэйн Уилсон добавил, что среди преподавателей МВА в России многие имеют собственный практический опыт в дисциплине. А 75% бизнес-школ предлагают программы МВА, которые ориентируются на отдельные отрасли и конкретную специфику. «Предприниматель должен иметь разносторонние бизнес-навыки, потому что шанс неудачи в бизнесе высок. Им нужно понимать стратегию, операционные вопросы, финансы, маркетинг», – подчеркнул эксперт.
Константин Кротов, первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, отметил, что в условиях стремительно меняющейся реальности лидерам компаний нужно быстро принимать решения, реструктурировать бизнес. У них нет времени выбрать программу МВА и пройти курс, следует создавать мини-курсы.
Валерия Павлюковская, партнер бизнес-школы IMD (Лозанна), отметила, что сейчас наблюдается много критики в адрес современных программ МВА. Чтобы соответствовать запросам бизнеса, они должны постоянно переизобретать себя. Эксперт считает, что «знания стали скоропортящимся продуктом», так как не понятно, какие профессии уйдут, какие придут и кто им будет учить. «Постоянное обучение, развитие, практика этих новых знаний стали ежедневной нормой», – отметила спикер.
Валерия Павлюковская рассказала о недавнем исследовании бизнес-школы IMD. Эксперты выделили основные характеристики, которыми должны обладать современные лидеры. Это скромность, умение адаптироваться под новых людей, новые реалии, визионерство, вовлечение, гиперосведомленность, информированное принятие решений, быстрая реализация.
По мнению эксперта, дополнительно к основному бизнес-образованию программы МВА должны делать акценты для студентов на понимании и знании себя, развитии эджайл-лидерства, воспитании технологически продвинутых лидеров, вне зависимости от их образовательного опыта. Также важны мгновенное применение полученных знаний на практике для решения бизнес-проблем.
Пол Матиссон, декан Школы менеджмента Антверпена, также подчеркнул, что в современном мире нужны новые навыки. Гибкие лидеры должны обнаруживать тенденции, которые пока только формируются, и сами их предсказывать. Они должны проводить аналогии и уметь интерпретировать события.
Эксперт добавил, что лидер должен думать в рамках многосторонних платформ, создавать сети, использовать большие данные и облачные технологии, быть агентом изменений, мотивировать профессионалов и принимать мудрые решения.
Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, заметил, что российским бизнес-школам работать сложнее, чем западным коллегам, так как часто приходится расти на падающем рынке.
А Ольга Гумилевская, ведущий специалист отдела международных проектов ВШКУ РАНХиГС, научный сотрудник лаборатории «Экономики и развития бизнеса», отметила основные тренды, которые имеют значение для бизнес-школ. Среди них глобализация, развитие новых технологий, трансформация рынка труда. «Для того чтобы сохранить конкурентоспособность и устойчивость в этой среде, бизнес-школа должна удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон и реагировать на изменения среды», – заключила спикер.
Вячеслав Романов, президент Ассоциации выпускников Wharton в России, назвал программы МВА самым передовым образованием. Он подчеркнул, что выпускники бизнес-школ становятся ключевыми элементами компаний. Лучшие бизнес-школы учат осваивать новую специальность за неделю, принимать решения в условиях ограниченных времени и информации, взаимодействовать в cети, быть креативными и управлять людьми. Также спикер добавил, что получение опыта на работе – самый быстрый и эффективный способ развития, а не кейсы. Поэтому в приоритете – стажировки, поездки по компаниям и глобальные модульные курсы.
В заключение Блэр Шеппард, руководитель международной группы PwC по разработке стратегии и развитию лидерства, акцентировал внимание на возникающем парадоксе: «Роль бизнес-школы – воспитать инноваторов, которые в будущем выведут эти институты из бизнеса, лишат их работы».
Новые технологии имеют и побочные эффекты, а университеты должны подумать о последствиях новых технологий до того, как их реализуют.
Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР)
Дата : 19 января 2018