Дошкольное образование в России, оценки его состояния и прогнозы развития
На очередном выездном заседании Экспертного совета по дошкольному образованию в Президентской академии обсудили «Определение стратегии оценки качества дошкольного образования: проблемы и пути решения».
Заседание Экспертного совета по дошкольному образованию и Рабочей группы по качеству образования Комитета по образованию и науке Государственной Думы прошло с участием экспертов Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) и Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС. Тема заседания: «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет».
Работу семинара открыла заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Лариса Тутова. Она подчеркнула важность проводимого мероприятия в контексте послания Президента России Федеральному Собранию, в котором дошкольной проблематике было уделено особое внимание. Г-жа Тутова также обозначила задачу для экспертного сообщества – участие в анализе эффективности действующего законодательства в рассматриваемой области и законопроектной работе по всей линейке нормативно-правового обеспечения дошкольного образования. Завершая свое выступление, депутат Тутова пригласила экспертов принять участие в работе запланированных на июнь парламентских слушаний, а также поставила еще одну задачу. В России есть закон о стратегическом планировании, по ее словам, но нет стратегии планирования развития образования. Ее предстоит создавать.
Доклад «Доступность дошкольного образования в регионах Центрального федерального округа: прогноз до 2031 года», подготовленный совместно с научным сотрудником Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Ларисой Бедаревой, представила заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина.
Директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова выступила с докладом «О разработке инструментария для оценки качества дошкольного образования», который вызвал большой интерес и обсуждение в среде участников семинара. В докладе были представлены проект комплекта инструментария по оценке качества дошкольного образования, разработка инструментария проведения педагогической диагностики, атлас материалов и оборудования, памятка для родителей. В частности, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, член редколлегии журнала «Медиаобразование», входящего в список WoS, Алексей Демидов отметил важность применения заявленных Натальей Тарасовой видеороликов и брошюр в электронном виде как эффективных средств кинообразования и медиапедагогики, востребованных сегодня и профессиональным, и родительским сообществами.
Старший научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации Сергей Доронов представил доклад «К вопросу об оценке качества дошкольного образования». Его выступление вызвало многочисленные вопросы, замечания, уточнения и предложения, в том числе от директора АНО ДО «Национальный институт качества образования» Ирины Федосовой, проректора, профессора кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета Алексея Майера и главного специалиста отдела по вопросам общего образования Профсоюза работников образования и науки России Марины Степиной.
В работе семинара приняли участие представители Комитета по образованию и науке Государственной Думы, ОНФ, институтов РАО, руководители органов управления образованием, организаций высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров, руководителей профильных изданий и СМИ, профессиональных ассоциаций, экспертов в области дошкольного образования.
Следующее заседание запланировано на 25 апреля, его тематика – «Пути создания функциональной предметно-пространственной среды для реализации основной образовательной программы для детей дошкольных образовательных организациях: от проекта к практической реализации» сквозного направления «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части обеспечения доступности дошкольного образования».
Презентация Тарасовой Н.В. «О разработке инструментария для оценки качества дошкольного образования»
Презентация Полушкиной Е.А., Бедарева Л.Ю «Доступность дошкольного образования в Центральном федеральном округе: прогноз до 2031 года»
Презентация Доронова С.Г. «К вопросу об оценке качества дошкольного образования»
Дата : 27 марта 2019