Соцопрос РАНХиГС: в России около 17 млн самозанятых – четверть от работающего населения
Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС провел социологический опрос, посвященный оценке распространенности самозанятости на современном рынке труда. Результаты опроса показали, что самозанятых в Российской Федерации примерно 16-17 миллионов, или почти четверть от всех работающих.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста самозанятости в качестве основного доходного занятия: с 2016 г. доля самозанятых по основной работе выросла с 7,7% до 10,0%. Еще 12,4% опрошенных с различной периодичностью работают на дополнительной работе в качестве самозанятых (примерно 9-10 млн чел.). Стоит отметить, что в 2016 г. таких граждан насчитывалось несколько больше – 16,3%. Доля самозанятых в общей численности занятого населения составляет 22,4% (в 2016 г. – 24%). В абсолютных значениях – это около 16-17 млн человек, подпадающих под государственное регулирование в области самозанятости.
При этом, без официального оформления своей профессиональной деятельности по основной работе трудятся 53,3% самозанятых. Не случайно в настоящее время деятельность самозанятых воспринимается органами власти как исключительно «теневая» занятость, существующая вне рамок правового поля.
Если в прошлые годы (2001–2017 гг.) практически каждый второй занятый помимо основной работы подрабатывал где-то на стороне, то сейчас (в 2019 г.) только 27,6% работающих граждан заявили о наличии дополнительной занятости.
Причины снижения вовлеченности во вторичную занятость могут быть связаны как с возрастающими преградами на пути совмещения работниками нескольких работ, так и с ограничением потребительской активности заказчиков работ или услуг. Кроме того, нельзя не учитывать повышенное внимание к вопросам «теневых» процессов на рынке труда со стороны государства.
Согласно данным опроса, среди самозанятых граждан по дополнительной работе без оформления официальных соглашений трудятся 72,8% (в 2016 г. – 68,2%). Исследование показало, что значительное количество самозанятых трудятся в сфере торговли (10%), строительства (10%), недвижимости (7%), образования (репетиторство) (7%), сельского хозяйства (7%), авторемонта (6%), частного извоза (5%), ремонта бытовой и компьютерной техники (5%).
Профессиональная деятельность в качестве агента по недвижимости (риелтора), строителя, водителя, работников сельского хозяйства, сферы красоты или искусства свойственна самозанятым по основной деятельности. Самозанятые по дополнительной деятельности являются в основном репетиторами, IT-специалистами, оказывают юридические, финансовые, страховые услуги, ремонтируют бытовую или компьютерную технику, являются авторами научных текстов.
У ⅔ опрошенных, имеющих дополнительную занятость, специальность (вид профессиональной деятельности) по дополнительной работе соответствует их основной занятости. Тем не менее, ⅓ часть занятых на дополнительной работе указали на несовпадение специальности по основной и дополнительной занятости. Другими словами, работникам иногда приходится хвататься за любую попавшуюся работу, которая позволяла бы получать дополнительные денежные средства, несмотря на имеющуюся иную профессиональную квалификацию и наличие определенного опыта.
Общее количество самозанятых, работающих без официального соглашения с заказчиком или уполномоченными органами, в 2019 г. составляет 64,1% (2016 г. – 61,8%) от количества всех самозанятых, что в абсолютных величинах соответствует примерно 10-11 млн работников.
Несмотря на некоторое снижение числа самозанятых по дополнительной работе, на российском рынке труда растет количество работников, для которых самозанятость является основной и единственной работой (доходным занятием). В ближайшее время можно предположить дальнейшее распространение данного явления. А невысокая включенность самозанятых в правовые взаимоотношения актуализирует вопрос о государственном регулировании их деятельности.
Расчеты произведены по результатам выборочного социологического исследования (опроса), а не обширного статистического обследования. Тем не менее, полученные результаты с высокой долей вероятности отражают выделенные тенденции.
Самозанятость – это форма независимой занятости, которая представляет собой, по сути, предпринимательскую деятельность, но осуществляемую физическими лицами. Зачастую данный вид занятости является дополнительной формой занятости работника при наличии основной трудовой деятельности в качестве наемного работника. Это во многом определяет трудности, связанные с отделением самостоятельной занятости от наемных работников и предпринимателей. К самозанятым в исследовании РАНХиГС отнесены физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без найма работников по основной или дополнительной занятости. У них нет работодателя, а выполняемые работы – оказание услуг или реализация товаров собственного производства. В исследовании не выявлялись граждане, производящие работы или товары для своего собственного потребления.
Социологический опрос проведен Научно-исследовательским Центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС с 15 по 23 мая 2019 г. Опрошены 1215 человек занятого населения в возрасте 18 лет и старше в 27 субъектах Российской Федерации по выборке, репрезентирующей работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности, а также основные социально-демографические характеристики.
Опрос проводился методом личного интервью (face to face) по месту работы или жительства респондентов. Данные опроса представлены в сравнении с результатами исследований, проведенных Центром ранее по сопоставимой методике.
Дата : 29 августа 2019