Проблемы финансирования образования рассмотрены на представительном семинаре
17 октября в Президентской академии состоялся экспертный семинар «Проблемы финансирования профессионального и высшего образования» в рамках научного исследования «Разработка моделей развития профессионального образования».
На семинаре рассматривалось финансовое обеспечение высшего и профессионального образования в России, проблемы и тенденции в этой области. С докладом «Финансирование профессионального и высшего образования – долгосрочные последствия для подготовки кадров» выступила директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, член экспертной группы по национальному проекту «Образование» и рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» Татьяна Клячко.
Согласно проекту федерального бюджета на 2020-2022 гг., затраты на высшее образование относительно показателей ВВП будут снижаться. «Если во всех развитых странах это примерно 0,8 – 1,2% от доли ВВП, то мы к 2022 г. получим 0,5%», - уточнила эксперт. Это достаточно неблагоприятная ситуация, особенно если учитывать, что в России профицитный бюджет. Тем не менее, ситуация и ранее была сложной: расходы на систему высшего образования опережали уровень инфляции только в 2018 и в текущем году, но в реальном выражении они все равно уменьшались. Татьяна Клячко обратила внимание на финансирование научных исследований: если за рубежом большая часть исследований проводится именно в университетах и на них тратится существенная часть доходов вузов, то в России эту долю можно назвать незначительной.
«На международной арене мы выглядим неплохо, если смотреть по индексу человеческого развития. Мы находимся на 49 месте, входим в число стран с высочайшим уровнем человеческого капитала и можем собой гордиться. Те страны, которые входят с нами в БРИКС, находятся значительно дальше нас, - отметила Татьяна Клячко, добавив, что при сравнении размера подушевого расхода на образование детей и молодежи в возрасте до 25 лет Россия все-таки достаточно сильно отстает от лидеров.
По мнению авторов доклада, в стране продолжат меняться направления движения потоков обучающихся: часть молодежи будет выбирать среднее профессиональное образование. Кроме того, будет наблюдаться расслоение и в высшем профессиональном образовании: уменьшение финансирования приведет к тому, что люди будут больше обращаться либо к очень качественному и очень дорогому образованию, либо к дешевому и не очень хорошему.
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина затронула в своем выступлении вопросы финансирования учреждений среднего профессионального образования. То, что к их работе применяются стандарты WorldSkills, подразумевающие очень высокие расходы на дополнительные материалы, материально-техническую базу и экспертные комиссии, в итоге приведет к дифференциации таких организаций. В лидеры попадут те учреждения СПО, у которых существуют хорошо оборудованные центры и которые осуществляют подготовку по приоритетным специальностям. Ирина Абанкина обратила внимание, что перерасчет удельных расходов с учетом роста контингента в ценах 2012 г. привел к тому, что в сфере СПО, несмотря на рост популярности такого образования, все равно снижается финансирование.
Заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина проинформировала участников семинара о том, что тематика экономики и управления в области среднего профессионального образования будет рассмотрена на экспертном семинаре РАНХиГС в ноябре. Продолжение обсуждения тематики СПО состоится на организуемой при участии Академии очередной конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление». ЦЭНО РАНХиГС закончит линейку экспертных семинаров 2019 г. обсуждением проблем состояния экономики и управления в аспирантуре.
Презентация Т. Клячко
Презентация И. Абанкиной
Дата : 21 октября 2019