Президентская академия запускает новую рубрику на тему международных отношений
Эксперты РАНХиГС комментируют переориентацию внешнеэкономических приоритетов России и перспективы взаимодействия с ключевыми партнерами из дружественных стран.
Президент России Владимир Путин
Что касается вывода взаимодействия с нашими ключевыми партнерами на новый уровень. Для этого будем устранять ограничения в логистике и финансах. Мы будем искать других, более перспективных партнеров в активно растущих регионах мировой экономики. Это Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка.
Премьер-министр Правительства России Михаил Мишустин
В приоритете [Правительства] – укрепление взаимодействия с нашими ключевыми союзниками и поиск новых перспективных партнеров, в первую очередь в активно растущих регионах мировой экономики.
Вице-премьер Правительства России Александр Новак
К 2025 году прогнозируется рост экспорта нефти до 260 млн т за счет стран АТР, поставки газа вырастут до 48 млрд куб. м, а к 2030 году – до 88 млрд куб. м. […] В перспективе Россия может с использованием инфраструктурных проектов Средней Азии или свопом с территории Ирана экспортировать газ в Афганистан и Пакистан.
Вице-премьер Правительства России Виктория Абрамченко
Несмотря на санкции, поставки продовольствия в дружественные страны выросли на 25%.
Комментарии экспертов Президентской академии:
Марина Ларионова, доктор полит. наук, директор ЦИМИ РАНХиГС – о препятствиях на пути свободного обмена данными в рамках ЕАЭС:
Одной из ключевых задач углубления экономической интеграции, цифровой трансформации и формирования общего рынка труда Евразийского экономического союза является создание пространства свободного обмена данными, которое обеспечит необходимый уровень защиты персональных данных, а также позволит задействовать их в качестве нового фактора производства. Решение Евразийского экономического совета об Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года подчеркивает необходимость надежной институциональной формы защиты персональных данных с соблюдением баланса защиты в условиях их трансграничного обмена.
Однако приоритетность суверенитета и защиты национальных интересов затрудняет разработку соглашения по обороту данных, заявленного в рамках цифровой повестки Союза. В то же время в каждой из стран ЕАЭС принято соответствующее национальное законодательство. Основным различием является наличие требований локализации в законодательствах России и Казахстана. Одновременно трансграничная передача данных разрешена во всех членах ЕАЭС без дополнительных условий в те страны, регулирование которых признается адекватным, то есть отвечающим требованиям безопасности и конфиденциальности.
С учетом предпочтения странами-членами межгосударственного подхода решениям по наднациональному регулированию компромиссом мог бы быть подход, при котором они разработают межгосударственные соглашения, признающие адекватность режимов регулирования и защиты данных. Фактором, облегчающим эту работу, является соответствие национального регулирования стран-членов ЕАЭС положениям Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Россия уже приняла решение о признании с марта 2023 г. адекватным и достаточным регулирования всех членов ЕАЭС на основании их соответствия Конвенции.
Межгосударственные соглашения об адекватности и достаточности защиты персональных данных могли бы стать фактором доверия и облегчить дальнейшее формирование регулирования данных на уровне Союза. Этот вариант обеспечит сохранение суверенитета членов и одновременно создаст условия для упрощения ведения бизнеса.
Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС и Кирилл Черновол, эксперт Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС – о сохранении представительства России в ключевых международных организациях и индексах цифрового развития:
Задача международного партнерства, а именно «взаимодействия с ключевыми партнерами» и «поиска новых» остается актуальной несмотря на осложнившуюся международную обстановку. В этом контексте продолжается вовлечение российских институтов в работу различных международных площадок.
Так, в ноябре 2022 года российская делегация приняла участие в саммите G20 на Бали. В рамках саммита был представлен отчет Генсека ОЭСР по налогам – важный документ о состоянии внедрения стандартов автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР (AEOI) для повышения налоговой прозрачности компаний. В этом отчете упоминался статус России по внедрению национального законодательства для обеспечения соответствия стандартам AEOI – «внедрено, но требуются улучшения». В Декларации лидеров G20 в числе положительных моментов также была отмечена работа ОЭСР по пересмотру Принципов корпоративного управления 2015 года, к которым присоединилась Россия.
Ведется работа по международному взаимодействию и на уровне ООН – так, был заключен Меморандум о взаимопонимании между РФ и Секретариатом ООН по продвижению российских продовольственных товаров и удобрений на мировые рынки, о беспрепятственных поставках зерна и продовольствия для снятия напряженности для глобальной продовольственной безопасности и предотвращения голода в развивающихся странах.
Ведется активная работа и по взаимодействию между финансовыми организациями стран БРИКС по внедрению лучших ESG практик в рамках Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС и Межбанковского объединения в рамках Шанхайской организации сотрудничеств (МБО ШОС). Центром Россия-ОЭСР РАНХиГС подготовлен проект Меморандума МБО ШОС о принципах ответственного финансирования, а также «дорожные карты» по взаимодействию ВЭБ.РФ с участниками ММС БРИКС и МБО ШОС на 2023-2024 г. Это позволит России дальше развивать механизмы ответственного финансирования и следовать общемировому тренду по созданию единых стандартов такого финансирования, в том числе во взаимодействии со странами БРИКС. Эта работа в будущем позволит привлекать инвестиции из этих стран на устойчивые проекты в России.
Продолжается активная работа и на площадке ЕАЭС. Так, например, в ноябре 2022 г. в Ереване прошел Международный форум по экономической безопасности и устойчивости стран ЕАЭС, организованный Евразийской экономической комиссией совместно с Межгосударственным банком. На этом форуме поднимались вопросы принятия на уровне ЕЭК модельного закона о раскрытии нефинансовой информации и должной осмотрительности в цепочках поставок, гармонизации оценки ESG-рисков в финансовых организациях и таксономий зеленого финансирования в странах-членах ЕАЭС. Одновременно ведется работа по развитию ESG повестки институтов развития ЕАЭС. В будущем эта работа позволит создать единые стандарты устойчивого финансирования, что упростит привлечение международных инвестиций в странах ЕАЭС.
Сохраняется взаимодействие как на экспертном уровне, так и на уровне министерств с международными отраслевыми объединениями. В 2022 г. Россия сохранила свое место в Глобальном форуме по избыточным сталеплавильным мощностям (GFSEC) Комитета ОЭСР по стали, это важная международная площадка по обмену опытом и выработке стандартов, направленных на минимизацию избытка мощностей при производстве стали.
Необходимо отметить также, что Россия не выпадает из международных индексов цифрового развития, благодаря чему сохраняются возможности измерения этих показателей в сравнении с другими странами. Россия представлена в 22 таких индексах, включая Индекс развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index), Международный индекс цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index (I-DESI)), который ведет Европейская комиссия, Индекс ограничений торговли цифровыми услугами ОЭСР (OECD Digital STRI) и Индекс драйверов производства Всемирного экономического форума (Drivers of Production Index). Участие в этих индексах означает, что Россия будет вести информационное взаимодействие с международными институтами, такими как ОЭСР, что может стать основой для возвращения сотрудничества в нормальное русло в будущем.
В целом, хотя Россия сейчас не на лучших позициях с точки зрения международного сотрудничества, полной изоляции страны от мира тоже не происходит, и в 2023 г. необходимо вести еще более интенсивную работу по развитию взаимодействия с международными институтами в разных отраслях.
Сергей Рекеда, доцент Базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПНБ РАНХиГС – о строительстве Большой Евразии на базе ЕАЭС:
2022 год подтвердил верность выбранных внешнеполитических приоритетов по выстраиванию самостоятельного евразийского геоэкономического полюса и строительству Большой Евразии с опорой на Китай, Индию, страны Ближнего Востока. Большинство стран мира в итоге не поддержали санкционную войну против России. В этих государствах производится до 60% мирового ВВП и проживает около 85% населения планеты – ставка на сотрудничество с этими странами позволяет в условиях конфликта с западными странами поддерживать экономическую стабильность и обходить санкционные ограничения.
Одним из стержневых элементов выстраивания Большой Евразии должен стать Евразийский экономический союз. Сегодня объединение проходит стресс-тест – часть ЕАЭС оказалась под санкциями, часть вне санкционного давления, но под угрозой вторичных санкций за сотрудничество с Россией и Белоруссией. Тем не менее объем взаимной торговли за 2022 г. внутри ЕАЭС стран увеличился на 12%. В разы выросли прямые инвестиции в Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию. А, например, ВВП Армении за 2022 г. вырос более чем на 10%. Это свидетельство того, что союз проходит успешно текущий стресс-тест и демонстрирует возможности для дальнейшего развития.
Однако эти возможности связаны уже не столько с ростом взаимной торговли, сколько с возможностями промышленной кооперации, развития НИОКР, создания транснациональных евразийских корпораций. ЕАЭС должен выйти за пределы преимущественно торгового объединения и стать самостоятельным технологическим и индустриальным центром Евразии.
Сергей Решетняк, старший преподаватель кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института (филиала РАНХиГС) – о возможностях России в выстраивании архитектуры международных отношений:
Речь идет о глобальном развороте от наших бывших партнеров в Европе и Северной Америке в сторону более надежных государств. В первую очередь, это страны ЕАЭС и СНГ, с которыми уже выстроены схемы экономического и правового взаимодействия, а также страны Азии, Африки и Латинской Америки. Такой разворот потребует серьезной работы, поскольку придется выстраивать схемы транспортной и финансовой логистики практически «с нуля».
Во многом это связано с достаточной степенью отдаленности новых экономических партнеров, в отличие от Европы, имеющей развитую транспортную инфраструктуру и не столь сложную географию, как в плане расстояний, так и в плане особенностей ландшафта. С Азией Российская Федерация в основном граничит сложно проходимыми регионами Сибири и Дальнего Востока, которые все еще нуждаются в развитии транспортных маршрутов как для грузоперевозки, так и для пассажирской перевозки.
Но, как известно, любая проблема может стать возможностью. Выстраивание новых транспортных коридоров, таких как проект «Север-Юг», повышение значения Северного морского пути, модернизация и расширение пропускной способности Транссиба и БАМа, а также развитие железнодорожной инфраструктуры в Каспийском и Азово-Черноморском регионах бесспорно скажутся на развитии тех территорий, через которые будут пролегать эти маршруты, поскольку в них придут и бюджетные, и частные инвестиции. В том числе, и из тех стран, которые в этом заинтересованы. Так, существенное развитие могут получить Дагестан и Астраханская область, а вместе с ней и Волгоградская область, которые уже давно существуют в своего рода экономическом тандеме. Именно данные регионы станут воротами России в маршруте поставок из Индии и стран Юго-Восточной Азии через Иран по маршруту «Север-Юг».
Забалканский, Приморский и Хабаровский края приобретут ключевое значение для экономического взаимодействия с Китаем. А Мурманская и Архангельская области смогут быть активно задействованы в товарообмене через Северный морской путь, через который может выстраиваться логистика со странами не только Юго-Восточной Азии, но и Латинской Америки.
Второй проблемой является выстраивание новых схем финансового взаимодействия. Существующие форматы во многом для нас закрыты из-за введенных санкций, да и говорить об их надежности уже достаточно сложно, с учетом заморозки российских суверенных активов. Также необходимо учитывать острую потребность отказа от использования токсичных валют при расчётах и перехода на национальные валюты, либо создания новой резервной валюты. Благо уже есть разговоры о том, что такая валюта может появиться в рамках БРИКС.
Хотелось бы вернуться к той части выступления Президента России, в которой говорится о сотрудничестве в сфере энергоресурсов и сельского хозяйства – это остается одним из приоритетных направлений взаимодействия с другими странами. Мы продолжаем оставаться одной из ведущих держав в вопросе обеспечения мирового сельскохозяйственного рынка зерном и удобрениями, потребность в которых всегда была и будет оставаться высокой, как и роль России в этом вопросе. Так, в текущем году блокирование поставок российской продукции странами коллективного Запада привело к существенным проблемам в сельском хозяйстве в Южной Америке и Африке, а также сказалось на других странах, пусть и не «завязанных» на российских продуктах.
В достаточно дешевых российских энергоресурсах крайне заинтересованы развивающиеся страны Азии, для которых существующий кризисный период также является очень хорошей возможностью сделать свои экономики более конкурентноспособными, как это было с Европой, когда она имела безграничный доступ к российским ресурсам. Это может привести к окончательному смещению центров экономической силы в Азию.
В этом контексте ощутимо возрастает роль транспортных и финансовых хабов, через которые может идти дальнейшее взаимодействие с нашей страной. Такими хабами могут и хотят стать Турция и Китай, которые свяжут РФ со странами Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии. При этом обе этих страны не только приобретают приоритетное право на получение российских ресурсов, что позитивно скажется на их экономиках (для Китая, все еще страдающего от коронавируса, для Турции с ее экономическими проблемами и обесцениванием лиры), но и существенно повысит уровень их политического влияния. А если намечающиеся изменения перекроят существующую мировую экономику, они объективно имеют все шансы занять в новой экономической модели одно из ключевых мест.
Перспективы очень заманчивые. Особенно для Турецкой Республики, которая хотя и является одной из стран НАТО, но никогда не воспринималась европейцами как равный партнер. Строительство газового хаба, о котором в этом году договорились президенты России и Турции, напротив создает зависимость европейцев от турков. Схожая ситуация у Китая. С одной стороны, все признают силу китайской экономики. С другой стороны, Китай испытывает проблемы с сырьем и энергией, что является сдерживающим фактором для закрепления Поднебесной в качестве первой экономики мира.
Важной является и ещё одна сфера взаимодействия РФ, КНР и Турции. Это интеллектуальный потенциал России, который остается высоким. Турция и Китай сейчас имеют сильный производственный сектор экономики, который зависит от стран Запада, поскольку использует их интеллектуальные права. Россия же предлагает решение этой проблемы за счет открытия совместных производств, которые бы разрабатывали собственные технологии, независимо от Европы и США. При равноправном партнерстве наши страны сами становятся правообладателями интеллектуальной собственности.
Да, сейчас это предложение адресовано всем странам мира, но в реальности пока речь идет именно о Китае, Турции, Индии, Иране и, возможно, ближневосточных монархиях с большой долей вероятности с посредничеством Турции. Последние не обладают сильной производственной базой, но в реалиях нового мира они вполне могут претендовать на роль одного из финансовых и научных центров мира.
Подводя итог, можно отметить, что мы как государство очень правильно и своевременно определяем для себя такие горизонты и предпринимаем реальные шаги к выстраиванию более справедливого мира равных возможностей и уважающих друг друга экономических партнеров.
Вера Баринова, заведующая лабораторией исследований проблем устойчивого развития ИПЭИ РАНХиГС – о роли России в достижении глобальных целей устойчивого развития:
Сохранение международного взаимодействия с дружественными странами крайне важно для России, поскольку это будет способствовать развитию внешней торговли, усилению политического влияния, сохранению культурных взаимосвязей. Объединяющим началом в данной сфере может стать повестка устойчивого развития, которая актуальна как для развитых, так и для развивающихся стран мира. Горизонт выполнения целей устойчивого развития (ЦУР), к которым присоединилась и Россия, – это 2030 год, и текущее десятилетие названо «десятилетием действий и свершений во имя устойчивого развития». Именно сейчас необходимо финализировать усилия по локализации ЦУР, выявлению приоритетных для каждой страны целей и интенсификации усилий по их достижению.
Согласно индексу ЦУР, который оценивает достижение параметров устойчивого развития многими странами мира, Россия уже достигла двух целей: 1 – «ликвидация нищеты» и 4 – «качественное образование», наиболее проблемными для нас являются цели 7 – «недорогостоящая и чистая энергия», 13 – «противодействие изменениям климата», 16 – «правосудие и эффективные институты». В этой связи перспективным представляется взаимодействие с дружественными странами в области энергетики и противодействия климатическим изменениям. Увеличение товарооборота с Индией, Китаем и Турцией в части новых технологий и высокотехнологичных товаров способно дать толчок к достижению ключевых для России целей устойчивого развития и установлению прочных политических и экономических связей.
Андрей Точин, старший научный сотрудник Лаборатории социально-экономических проблем регулирования Института контрольно-надзорной деятельности РАНХиГС – о долгосрочной стратегии и тактике международных торговых соглашений России:
В условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны Запада России необходимо перестраивать торговые потоки, кооперационные связи и логистику. Достичь этой цели отчасти возможно, переключившись на рынки стран СНГ, ЕАЭС и нейтральных партнеров вне этих интеграционных объединений. Это позволит наладить импорт необходимых для производства и потребителей товаров, которые были запрещены к поставкам в Россию и Беларусь. Кроме того, таким образом частично решается задача перенаправления экспортных потоков российской продукции, ранее предназначенной для рынков недружественных стран.
Что мы наблюдаем к концу 2022 года? За январь-октябрь Россия нарастила стоимостной объем товарооборота с партнерами по ЕАЭС более, чем на 13% (до 64 млрд долларов). Основу роста составил импорт, который увеличился почти на 40% (до 27 млрд долларов), с партнерами по ЕАЭС мы смогли наладить механизм параллельного импорта товаров, поставки которых были затруднены в Россию. Однако переориентация экспорта протекает значительно медленнее с фокусом преимущественно на рынки стран вне ЕАЭС и СНГ. В частности, с конца февраля Индия увеличила импорт товаров из России на 310%, Турция – на 198%, Китай на 64%.
В 2023 году нужно переходить к более сложному шагу – созданию условий для формирования новых кооперационных цепочек и логистических маршрутов. Эти условия внутри Союза необходимо выстраивать посредством разработки механизмов поддержки проектов (локомотивом должна выступать Россия). С внешними партнерами потребуется проработка условий доступа на рынки друг друга. Сейчас же работа по формированию торговых соглашений в большей степени носит несистемный характер – нет долгосрочной стратегии о том, с кем и на каких условиях нам договариваться. Согласование такой концепции позволит четко определить, что мы хотим от партнеров вне Союза, а также в какой срок и что из этого возможно сделать в текущих условиях.
Эмиль Мартиросян, доцент кафедры менеджмента факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА РАНХиГС – о перспективах международного партнерства в рамках БРИКС и ЕВРАЗЭС:
Развитие международного партнерства будет преимущественно происходить в рамках экономических союзов, в первую очередь БРИКС и ЕВРАЗЭС. Динамика развития товарооборота между странами внутри союзов ежегодно растет, что с одной стороны раскрывает потенциал каждой страны и союза в целом, а с другой ставит новые задачи такие, как например трансформация союзов из экономических в финансово-экономические. Уже не первых год, например, обсуждается создание в рамках БРИКС единой платежной валюты, единого банка и финансовых институтов, призванных обеспечить развитие товарооборота товаров и услуг между странами. Развитие международного партнерства может происходить за счет органичного присоединения к союзам новых участников, экономически заинтересованных во взаимодействии.
Андрей Шелепов, старший научный сотрудник ЦИМИ РАНХиГС, кандидат экономических наук – о расширении прямой конвертируемости рубля в валюты дружественных стран:
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент РФ Владимир Путин отметил, что «прочной базой для укрепления международной кооперации» должно стать «развитие удобной и независимой платежной инфраструктуры в национальных валютах».
Структура международного валютного рынка традиционно изменяется относительно медленно, поскольку участники рынка склонны использовать те валюты, которые наиболее удобны с точки зрения конвертации и прибыльности вложений в те или иные финансовые инструменты. В этой связи, несмотря на то, что изменение структуры расчетов было одним из пунктов плана дедолларизации российской экономики 2018 года, доля рубля увеличивалась нестабильно, а в последние годы даже снижалась. Однако в декабре 2022 года доля рубля в международных расчетах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года удвоилась и составила около 30%, а вместе с валютами дружественных стран эта доля превысила 50%. До 2021 года включительно снижение доли американской валюты в основном компенсировалось ростом операций в евро. Теперь же дедолларизация сопровождается не «евроизацией», а ростом долей российского рубля и валют дружественных стран. Для дальнейшего снижения зависимости от западных резервных валют в расчетах по внешнеторговым операциям необходимо расширять возможности прямой конвертации рубля в такие валюты.
Существенную роль в этом процессе играют организованные биржевые операции. Необходимо расширение организованных торгов на новые валютные пары (китайского юаня, белорусского рубля, казахстанского тенге, армянского драма, турецкой лиры и южноафриканского рэнда). Для этого важно иметь возможность получения мгновенной ликвидности в национальных валютах от банков соответствующих стран, сформировать пулы маркет-мейкеров по каждой валютной паре для поддержания котировок, развивать расчетные сервисы в национальных валютах, позволяющие ускорять расчеты.
В условиях беспрецедентного роста нерыночных рисков глобальной платежной инфраструктуры тенденция дедолларизации становится крайне актуальной для сегмента платежных систем РФ. Еще в 2014 году Банк России создал Национальную систему платежных карт (НСПК), на базе которой были разработаны пластиковые карты «Мир» и внедрена Система быстрых платежей (СБП). В рамках НСПК в настоящее время обрабатываются все проходящие на территории России платежи по картам международных платежных систем. Поступательное расширение возможностей использования карт «Мир» за рубежом, а также ограничение функциональности карт Visa и Mastercard в результате введенных западными странами ограничений (например, невозможность оплаты картами российских эмитентов с использованием смартфона) привели к дополнительному росту популярности и масштабов операций в рамках НСПК и с использованием карт российской системы.
На фоне схожих тенденций в странах-партнерах развитие национальных сегментов платежных систем и их устойчивая интеграция стали важным фактором экономического партнерства между государствами БРИКС. Так, в Московской декларации, принятой в 2020 году в рамках председательства России в объединении, лидеры «пятерки» приветствовали продолжение работы в области взаимодействия национальных платежных систем, в частности, создание целевой рабочей группы стран БРИКС по платежам. Взаимодействие может предполагать несколько направлений – от создания специального онлайн-кошелька, объединяющего в себе платежные системы всех государств «пятерки», до альтернативы системе SWIFT, что особенно актуально для России с учетом отключения от системы крупнейших.
Татьяна Воробьева, зав. кафедрой экономических и социально-гуманитарных наук Петропавловского филиала РАНХиГС, доцент, кандидат экономических наук – о противодействии глобализации мировой экономики по «западному типу»:
Россия выступает флагманом объединения стран, не согласных с разрушительной гегемонией США и обедняющей глобализацией. Формируется новое мироустройство, основанное на реальном представительстве разных народов и традиций. БРИКС представляет собой долгосрочное партнерство наиболее динамично развивающихся сегодня экономик – это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Заявку на членство в БРИКС подали Иран и Аргентина.
Россия активно сотрудничает с Южной Кореей, экспортируя товары на $16,9 млрд — это 3,4% от общего экспорта. В основном туда поступают российские нефть, газ, каменный уголь, металлы, а также морепродукты, кукуруза, мука, мясные субпродукты, лесоматериалы и древесная целлюлоза. Южная Корея экспортирует в Россию двигатели, машинное, осветительное и сигнализационное оборудование, промышленные и лабораторные машины и косметику.
Китай с февраля нарастил покупки российской нефти практически втрое, и в будущем эта тенденция будет только усиливаться.
Совокупный экспорт в страны Латинской Америки составляет $12,55 млрд, а импорт – $8,99 млрд. Наибольший товарооборот у России с Бразилией, Аргентиной, Мексикой и Эквадором. Страны региона закупают в России продукты тяжелой и химической промышленности. поставляя в Россию продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Страны Центральной Азии – Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Туркменистан – все больше обретают экономическую самостоятельность. В этом важную роль играют российские инвестиции. Доля экспорта России в эти страны составляет 5,6%. Бывшие страны СНГ импортируют в Россию руды, железо, драгоценные металлы, цинк, ферросплавы, а также виноград.
Индия – один из крупнейших игроков в мире, который не присоединился к санкциям против России. Торговый оборот между нашими странами в 2022 году превысил 30 миллиардов долларов, что стало рекордным показателем. По соглашению с РФ Индия уходит от доллара и оплачивает поставки за рупии.
Российские производители успешно выходят на рынки Северной и Западной Африки, но пока не так заметны в Восточной. Налажены экономические связи с рядом ближневосточных стран. Одним из основных направлений тут остается туризм. На долю российских туристов приходится около 10% поездок в Турцию, примерно 17% в ОАЭ, почти 20% на Кипр (до введения санкций) и до 40% в Египет.
Дата : 10 января 2023