РАНХиГС и Институт Гайдара подготовили совместное заключение на проект бюджета 2016 г.
РАНХиГС и Институт Гайдара подготовили совместное заключение на внесенный 23 октября в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 г». В 2016 г. запланировано продолжение снижения общего объема доходов федерального бюджета до 17,5% с 18% ВВП в 2015 г., что существенно ниже уровня исполнения 2014 г. (20,3% ВВП). При этом, снижение происходит за счет сокращения поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. В то же время поступления от ненефтегазовых доходов достаточно стабильны. Общий объем расходов, который должен немного вырасти по итогам 2015 г. до 21% ВВП с 20,8% в 2014 г., в 2016 г., напротив, несколько сократится до 20,5% ВВП. Дефицит бюджета в 2016 г. планируется на уровне 2015 г. в 3% ВВП. При этом почти весь объем дефицита (около 2,7% ВВП) планируется покрывать за счет средств Резервного фонда.
В целом, проект федерального бюджета, представленный Минфином и внесенный Правительством в Государственную Думу, представляется достаточно обоснованным с точки зрения общих параметров. В отсутствие ответственной и достаточно консервативной бюджетной политики проект бюджета мог бы оказаться значительно хуже, и стал бы источником серьезных бюджетных, а, значит, в итоге, и макроэкономических рисков. Однако законопроект обладает определенными недостатками в части отдельных мер как по доходам, так и по расходам.
В части налоговых мер более обоснованным был бы переход к укоренной реализации «налогового маневра» в нефтяной отрасли (например, перенос на 2016 г. ставок изначально запланированных на 2017 г. по НДПИ), чем его частичная «заморозка» (в соответствии с законопроектом, ставка экспортной пошлины на нефть останется на уровне 2015 г.). Повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль за счет НДПИ также обеспечивает приток дополнительных средств в бюджет, но при этом не только не приводит к приостановке оздоровления российской нефтепереработки (что являлось одной из экономических целей «маневра»), но, наоборот, существенно ее ускоряет.
В части расходов можно отметить определенные негативные изменения в планируемой динамике как в укрупненной программной структуре, так и в разрезе функциональной классификации. С точки зрения соотношения «производительных» и «непроизводительных» расходов вызывает озабоченность запланированное сокращение в номинальном выражении расходов на образование и здравоохранение (что и обуславливает снижение расходов по укрупненному программному направлению «Новое качество жизни») при небольшом росте (хотя и ниже прогнозируемой инфляции) расходов на национальную безопасность, на национальную оборону и на общегосударственные вопросы.
Также важно отметить, что у Правительства есть более широкие и неиспользуемые резервы по финансированию дефицита за счет коммерческих займов в условиях сравнительно небольшого объема накопленного государственного долга (к концу 2015 г. планируется 15,6% ВВП). В этих условиях можно было бы меньше тратить средства Резервного фонда (с учетом неясности перспектив улучшения макроэкономической ситуации и мировой конъюнктуры цен на энергоносители) и больше занимать на внутреннем рынке в рублях (внешние займы в текущих внешнеполитических условиях могут быть затруднены).
Дата : 09 ноября 2015