Новости

На главную / Новости / И.о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров: «За год мы обучим 6 тысяч управленцев для новых регионов»

И.о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров: «За год мы обучим 6 тысяч управленцев для новых регионов»

И.о. ректора Президентской академии Алексей Комиссаров в интервью «Известиям» рассказал о дефиците сильных госслужащих, общении со студентами в Telegram-канале и кадровых изменениях в вузе.

В этом году РАНХиГС планирует подготовить 6 тысяч управленцев для новых регионов страны, а также будет активно сотрудничать с президентской платформой «Россия — страна возможностей», которую Алексей Комиссаров продолжит возглавлять. Новый руководитель вуза пообещал кадровые изменения в Академии, оптимизацию работы филиалов, полную ревизию учебных программ и быстрое решение мелких бытовых вопросов от студентов – вплоть до установки кулеров с водой и упрощения режима доступа в общежития.

– РАНХиГС – вуз, который готовит больше всего управленцев для России. Какими они сейчас должны быть, в эпоху турбулентности? Чего не хватает управленцам старой формации?

– Задачи перед страной стоят очень большие, серьезные. Мне кажется, то, что нужно современным управленцам, кроется, собственно, в названии нашей Академии. Им необходимо знать базовые вещи, связанные с управлением, экономикой, юридическими аспектами, владеть основами государственности и быть современными. А современные управленцы — это люди, которые умеют правильно выстраивать отношения в команде. Умеют слушать и слышать людей. Умеют отвечать быстро, оперативно и качественно на запросы общества. И являются сами примером для подражания. Запрос на вот такого современного управленца очень высокий.

Надеюсь, что мы сможем сделать так, чтобы таких госслужащих у нас было как можно больше. На наших программах проходят обучение как студенты, которые хотят связать свою будущую жизнь с государственной службой, так и опытные руководители, включая министров, их заместителей, губернаторов регионов.

– Какими себя показывают действующие управленцы?

– Разными. Есть более успешные, есть менее. Мы гордимся выпускниками нашей программы Высшей школы государственного управления, СМИ назвали ее «школой губернаторов». Уже 46 участников программы возглавили регионы нашей страны. Многие заняли позиции заместителей федеральных министров, стали региональными министрами. Они действительно современные управленцы.

У нас в обществе сложился в основном негативный образ госслужащего. И мне кажется, одна из задач Академии – показывать истории правильных, хороших, успешных, грамотных управленцев, чтобы молодежь стремилась на госслужбу. Чтобы госслужба была максимально эффективной и качественной, туда должны идти самые сильные, самые умные, самые активные люди.

– Представители бизнеса говорят, что им именно сейчас нужны гибкие люди, которые могут оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия работы, а долгосрочное планирование отошло на второй план. На госслужбе то же самое?

– Одно не противоречит другому. Существующая ситуация в мире требует очень быстрого и гибкого реагирования – это факт. В любой сфере деятельности. Но это не отменяет визионерские и стратегические задачи. На мой взгляд, сильный управленец – это тот, который смотрит и видит далеко. И чем дальше горизонт планирования, тем лучше. Но при этом управленец должен успевать адаптироваться под текущие задачи.

– Можете описать идеального губернатора сегодняшнего дня?

– Он должен уметь выстроить командную работу, потому что один в поле не воин. Сделать что-то без сильной команды просто невозможно. Это человек, который умеет выстроить коммуникации с самыми разными стейкхолдерами, группами людей. Но в первую очередь, конечно, с населением. Потому что государственная служба — это про служение. И очень важно, чтобы у губернатора, как и у любого другого руководителя на госслужбе, это понимание было.

– С какими просьбами губернаторы обращались к вам за помощью?

– Такие случаи бывают довольно часто. Например, обращаются с просьбой помочь с кадрами. Есть и запросы, связанные с решением конкретных проблем. У каждого потока нашей «школы губернаторов» есть региональный модуль, во время которого участники делятся на группы. И каждая из них решает задачи конкретного региона. А заказчиками этих задач являются губернаторы – выпускники нашей программы прошлых лет. И в большинстве случаев эти группы помогают найти решения. Достаточно много примеров, когда губернаторы эти решения потом внедряют.

– Вы сейчас готовите кадры и для новых регионов. Какие стоят задачи?

– Президент поручил нам разработать и запустить программу по подготовке управленцев наших новых регионов. В этом году мы планируем обучить 6 тыс. человек из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской области и Запорожья. Наша задача – рассказать о том, как устроена система государственной власти в России, о Конституции, как устроены законотворческий и бюджетный процессы, как работает проектный подход. В программу входит общий курс для всех слушателей и отдельные направления для тех, кто занимается социальной политикой, строительством, здравоохранением, энергетикой и другими отраслями.

А еще стоит задача выстроить максимум горизонтальных связей, чтобы наши коллеги могли друг с другом общаться, обмениваться информацией и опытом. Это позволит максимально быстро запустить все процессы, которые в этих регионах нужно налаживать.

– Вы сказали, что обучите 6 тыс. человек. Таков запрос на чиновников в новых регионах?

– Много это или мало, мне пока сказать трудно. Возможно, потом придется еще кого-то дообучить. Но учитывая, что мы говорим о четырех полноценных регионах и речь идет фактически обо всех сотрудниках региональных и муниципальных ветвей власти, это, в общем, не такое большое число.

Надо понимать, что среди этих чиновников есть и те, кто раньше работал в различных госструктурах в других регионах нашей страны. А есть те, кто вообще мало знает про то, как устроена система управления в России. Поэтому и стоит задача массового охвата, чтобы у всех была уверенность, что они разговаривают на одном языке и понимают друг друга.

– Сколько человек на этой программе будет из новых регионов, а сколько из России, готовых там работать?

– Как ни странно, сложно ответить на этот вопрос. Есть те, кто в новых регионах родился, живет и работает. Другие приехали туда из других частей нашей страны. Но, например, есть слушатели, которые родились, жили в Донецке и Луганске, потом работали в Москве или в других российских регионах, а сейчас опять уехали туда. Их к кому относить: к местным или к тем, кто приехал туда? А таких на самом деле немало, и они говорят: «Я родом оттуда, хочу выполнять свой долг, помогать своей малой родине как можно быстрее восстановить нормальную жизнь».

– Они должны будут работать как антикризисные менеджеры?

– Сейчас это скорее антикризисное управление. Но мы смотрим далеко вперед и хотим, чтобы участники программы работали там и дальше, росли по карьерной лестнице и ставили долгосрочные цели. Думаю, что подавляющее большинство связывает свою дальнейшую судьбу именно с этими регионами.

– Вы возглавили вуз в конце января. Вошли в курс дел. Что планируете изменить?

– Для меня важно сделать так, чтобы Академия во всех смыслах этого слова была президентской, чтобы президент мог гордиться ее студентами и выпускниками. И чтобы Академия приносила максимум пользы нашей стране.

Сейчас я разделил всю свою работу в этом направлении на три блока. Первый связан с корректировкой и обсуждением стратегии развития Академии на ближайшие годы, до 2030-го и далее. Я думаю, что этот процесс у нас с коллегами займет еще несколько месяцев, потому что это серьезная задача, требующая обсуждения. И мне необходимо сделать так, чтобы она решалась в настоящем диалоге с сотрудниками, со студентами, с профессорско-преподавательским составом, с научным коллективом, и мы вместе нашли новые решения.

Второй блок задач связан с тактическими задачами по улучшению разных процессов внутри Академии. Думаю, это займет около года.

А вот задачи третьего блока – хозяйственно-бытовые – можно решить очень быстро. Я получаю огромное количество обращений от студентов, в том числе через свой Telegram-канал. Они просят поставить кулеры с водой в учебных корпусах, продлить время работы библиотек и гардероба, выделить специальные зоны для самостоятельной подготовки. Много вопросов по организации учебного процесса, по работе столовой.

Многие уже решены, такие как, например, закрытый доступ в общежитие для гостей. А сейчас решаем вопрос по круглосуточному доступу через некоторые КПП, которые раньше были закрыты.

Обращения продолжают поступать, мы будем стараться их быстро решать. Это важно. Мне очень хочется, чтобы каждый студент и каждый сотрудник чувствовали себя в Академии комфортно, приходили сюда как к себе домой и получали не только новые знания, но и максимум положительных эмоций.

– Что изменится в административном плане? Планируете ли вы какие-то кадровые перестановки?

– Кадровые перестановки, безусловно, будут. Я честно говорю, что изменений будет много. Кому-то они понравятся, кто-то их будет достаточно тяжело переживать. Но у меня нет задачи просто поменять всех или столько-то процентов сотрудников. У каждого есть возможность себя проявить. Ритм работы сейчас будет гораздо выше, чем раньше. И если руководители готовы работать в таком ритме, руководствоваться главными ценностями и принципами Академии и где-то меняться, значит, они будут работать.

Чуть позже мы займемся аудитом профессорско-преподавательского состава и учебных программ. Это отдельная задача. Мы уже начали ее обсуждать на ректорате. Академия очень большая, у нас реализуется около 1600 программ, так что всё быстро посмотреть невозможно.

– Сколько продлится кадровая перестройка?

– Это процесс практически непрерывный. Появляются новые задачи, новые потребности. Но, конечно, сейчас, в первые месяцы, кадровых изменений будет больше. Потом, я надеюсь, основной костяк сформируется и останется.

– Есть традиция: когда руководитель возглавляет учреждение, он приводит с собой команду или ее часть с предыдущего места работы. Но вы заявляли, что продолжите работу как руководитель президентской платформы «Россия – страна возможностей».

– У меня действительно непростая задача. Я остаюсь генеральным директором платформы. Несмотря на новые вызовы и задачи здесь, в Академии, там, на платформе «Россия – страна возможностей», процессы должны развиваться дальше. Поэтому я не могу и не хочу перетаскивать команду оттуда сюда. И это разные структуры с разными задачами. У меня есть опыт по поиску кадров, и я уверен, что в Академии мы создадим хорошую мощную команду.

– Будет ли экс-ректор Владимир Мау принимать участие в дальнейшей работе вуза?

– Это будет зависеть в первую очередь от решения самого Владимира Александровича. Он – большой ученый, человек, который обладает широким кругозором, мощным интеллектом. Поэтому главное возможное направление его деятельности – научное.

– У РАНХиГС несколько десятков филиалов. Какова будет их судьба?

– Мы проведем аудит. Сейчас у Академии 47 филиалов. И я должен честно сказать, что они очень сильно отличаются один от другого по качеству профессорско-преподавательского состава, программ, инфраструктуре. На сегодняшний день никаких решений ни по одному филиалу нет. Но мы будем искать возможности оптимизации числа филиалов, чтобы все оставшиеся отвечали высоким стандартам Академии. Если филиал таким стандартам не отвечает, значит, мы должны либо исправить это, либо отказаться от этого филиала.

– Вопрос открытия филиалов РАНХиГС в новых регионах рассматриваете?

– Сейчас мы сосредоточены на программе подготовки там управленцев. И проводиться она будет не только в московском кампусе, но и на местах. Будут ли это потом филиалы Академии юридически – вопрос, который сейчас обсуждается. Но то, что мы будем очень тесно сотрудничать с новыми регионами и стараться максимум усилить там образовательную повестку, это факт.

– Что планируется изменить в образовательных направлениях?

– Вообще Академия – это крупнейший вуз Европы. У нас ежегодно на всех программах проходят обучение 235 тыс. студентов и слушателей. Но, конечно, жизнь не стоит на месте, появляются новые запросы. Мне кажется, важно провести аудит программ, посмотреть, есть ли случаи, когда они друг друга дублируют. У меня есть уверенность, что программы будут меняться, появятся новые, а от каких-то мы откажемся. Но это процесс, требующий довольно длительного времени. Я бы поговорил об этом позже.

В России действительно огромный дефицит квалифицированных управленцев в самых разных направлениях. В том числе вообще на госслужбе.

— По каким направлениям есть дефицит управленцев?

— Везде этот дефицит есть. Я здесь могу апеллировать к работе платформы «Россия – страна возможностей». Там мы практически с первого дня сталкиваемся с тем, что и у молодых людей есть большая потребность в поиске работы, направлений собственного развития, и у работодателей постоянный запрос на молодые кадры.

Но, к сожалению, спрос не всегда стыкуется с предложением. И мы, чтобы изменить эту ситуацию, запускаем разные проекты – в том числе и наш флагманский проект «Лидеры России» – открытый конкурс для руководителей нового поколения. Об этом и проект «Центры компетенций», который мы делаем вместе с Минобрнауки.

На этих площадках студенты могут проверить свои надпрофессиональные компетенции и прокачать их на соответствие запроса нынешнего мира и работодателей. И я уверен, что мы сможем найти синергетический эффект в совместной работе президентской платформы и Президентской академии, чтобы уменьшить дефицит.

– Государство сейчас активно поддерживает IT-направление. Как Академия участвует в такой работе?

– Мы участвуем в программе, которая называется «Цифровые кафедры». Это проект, который реализуется вместе с Минцифры и Минобрнауки. Его идея заключается в том, чтобы дать возможность обучиться цифровым навыкам и IT-специальностям студентам, основной профиль которых изначально не был связан с цифровыми технологиями. Это могут быть юристы, экономисты, будущие госслужащие. В сентябре прошлого года на цифровые кафедры к нам поступило около 4 тыс. студентов.

– Как вы будете расширять сотрудничество платформы «Россия – страна возможностей» и РАНХиГС?

– Мы делаем общее дело. У нас есть задача, поставленная президентом перед нашей платформой «Россия – страна возможностей» – чтобы любой человек, независимо от того, где он родился, в какой семье, чем он занимается, имел возможность самореализоваться. И в каком-то смысле такая же задача у Академии. Мы в ближайшее время планируем провести в РАНХиГС день платформы «Россия – страна возможностей», чтобы максимально вовлечь студентов, сотрудников, преподавателей в различные проекты и открыть им новые возможности.

– Как прошедший год сказался на международном сотрудничестве Академии?

– Международное сотрудничество точно важно и нужно. У Академии много партнеров более чем в 40 странах. Конечно, сейчас фокус сместился. Но у нас очень много контактов и с азиатскими странами, и с Африкой, и с Латинской Америкой. Сейчас налаживаются контакты с Индией, с Объединенными Арабскими Эмиратами.

Можно сказать, что практически две трети мира – это страны, которые настроены позитивно к России, и мы это сотрудничество будем продолжать. В том числе с университетами Европы. Где-то оно, естественно, прекратилось или сжалось. При этом представители университетов других стран, с которыми я говорил, выражают огромное сожаление, что есть преграды для сотрудничества. И в этом они больше винят руководство своих стран, говоря, что чувствуют определенное давление. Они надеются, что оно со временем прекратится и отношения будут восстанавливаться.

– Поток иностранных студентов уменьшился или остался стабильным?

– Мы почти не просели по количеству иностранных студентов. Кстати, я недавно посещал общежития, и меня приглашали ребята в свои комнаты. В том числе студенты из самых разных стран. Говорят, что им нравится учиться и жить в России.

– Что сейчас с международным сотрудничеством вуза в научном плане?

– Наука вряд ли может активно развиваться, если нет такого сотрудничества. Оно, безусловно, должно быть, и мы его продолжаем. Уверен, что оно не прекратится. Мы найдем возможности сотрудничества с университетами и с учеными тех стран, которые к этому готовы. Раньше или позже все страны поймут, что сотрудничать с Россией надо, в том числе в сфере науки тоже.

– Каковы ваши первые впечатления от работы в новой должности?

– Я очень рад, что в Академии много ярких, умных, любящих страну юношей и девушек. У меня было это ощущение от работы на платформе «Россия – страна возможностей». А здесь оно кратно усилилось. Глядя на таких студентов, веришь в то, что у нашей страны большое прекрасное будущее. А еще я убедился, что в Академии много талантливых, неравнодушных преподавателей и сотрудников. Это видно и по глазам, и, главное, по делам. Студенты говорят, что видят много интересных задач, которые стоят перед страной.






Дата : 20 февраля 2023

Архив новостей по годам: 2018 | 2017 | 2016 | 2015



Контакты

Контакты
690034, г.Владивосток, ул. Стрелковая, 14

Телефон:+7 (423) 263-01-85
Факс:+7 (432) 263-92-85
E-mail:post-prim@ranepa.ru

График работы:
понедельник – пятница с 8-30 до 17-30
обед с 13-00 до 14-00

ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК
Директор : +7 (423) 263-01-85
Приемная : +7 (423) 263-92-85
Отделы : +7 (423)
Центры : +7 (423)