ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (продолжение)
В ноябрьском номере ежемесячного бизнес-журнала "Клуб директоров" опубликовано продолжение статьи директора Приморского филиала РАНХиГС - Белова А.С.
Продолжение.
Начало в «КД» №10 (192), октябрь 2015
…В результате проведенного анализа знаний, умений и навыков слушателей, в некоторых случаях для обучающихся составляется индивидуальный план обучения, что положительно сказывается на качестве получаемых новых компетенций. Однако необходимо отметить, что, несмотря на важность профессионального развития государственных служащих в ходе их служебной деятельности, в Приморском крае наблюдается тенденция к снижению числа гражданских служащих, ежегодно получающих дополнительное профессиональное образование в форме профессиональной переподготовки и повышения квалификации (Таблица 1).
Таблица 1 – Численность государственных гражданских служащих Приморского края, получивших дополнительное профессиональное образование за 2008-2015 г.г.
Годы | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Численность (человек) | 12889 | 13350 | 13303 | 12878 | 12668 | 12614 | 12666 |
Прошли дополнительное профессиональное обучение |
3230 | 3147 | 2856 | 2539 | 2828 | 2879 | 2765 |
Уд.вес, %, прошедших обучение из общей численности |
25,1 | 23,6 | 21,5 | 19,7 | 22,3 | 22,8 | 21,8 |
Темп роста уд.веса, %. по сравнению с предыдущим годом |
- | 94,0 | 91,1 | 91,6 | 113,2 | 102,2 | 95,6 |
Темп роста уд.веса, %. по сравнению с 2008 годом |
- | 94,0 | 85,7 | 78,5 | 88,8 | 90,8 | 86,9 |
По данным таблицы 1, численность государственных гражданских служащих Приморского края снизилась в 2014 году по сравнению с 2008 годом на 1,7%, тогда как снижение служащих, получивших дополнительное образование, составило за тот же период 13,1%. Данная тенденция оказывает негативное влияние на реализацию принципов государственной кадровой политики в части непрерывного повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих.
В непростой экономической ситуации, сложившейся в последние годы в Российской Федерации, и при снижении государственного заказа на дополнительное профессиональное образование, возникает резонное предположение о востребованности инновационной подготовки государственных гражданских служащих на основе применения современных образовательных технологий, в частности перехода от традиционных форм обучения к дистанционным. Внедрение данной формы обучения в сферу дополнительного профессионального образования не вызывает никаких сомнений, так как она содержит ряд преимуществ. Прежде всего, это повышение качества обучения за счет применения современных средств получения и передачи информации; широкая доступность, независимость от географического положения, возраста и предшествующего уровня образования слушателя; индивидуальный темп усвоения новых знаний; самостоятельное планирование времени для обучения, места, частоты и продолжительности каждого занятия; высокая технологичность, достигаемая благодаря внедрению в образовательный процесс новейших достижений телекоммуникационных и информационных технологий; мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и обучающимися.
В настоящее время в Приморском филиале по трем программам повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий проходит обучение 121 государственный гражданский служащий, по программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление» - 11 государственных гражданских слушателей. Помимо перечисленных выше преимуществ дистанционной формы обучения, все реализуемые программы содержат интерактивные методы обучения: тренинги, кейсы, деловые игры, направленные на саморазвитие и приобретение новых компетенций. В то же время для реализации Концепции непрерывного образования взрослых, финансирование дополнительного образования может быть многоканальным, основанным на принципах смешанной экономики.
В настоящее время - время становления партнерских отношений государственных органов и предпринимательских структур (частно-государственное партнерство) - допускается возможность организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих на рыночной основе. Такое партнерство, на наш взгляд, позволит повысить интегрированность дополнительного профессионального образования в сферу рыночных отношений, несмотря на специфику правового статуса и функций государственной гражданской службы.
Дата : 11 ноября 2015