Тема дня: Грузопоток на пунктах пропуска на Дальнем Востоке вырос на 11%
Грузопоток через международные пункты пропуска на Дальнем Востоке вырос почти на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сообщил журналистам начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.
"За 4 месяца грузопоток через пункты пропуска на Дальнем Востоке увеличился почти на 11% по сравнению с 4 месяцами прошлого года. Если брать ввозимые товары – почти плюс 42%, вывозимые на 8%", - сказал собеседник.
Он отметил, что объем грузов, перевозимых автомобильным транспортом, увеличился в 2 раза.
Ладыгин рассказал, что для решения вопроса оформления растущего объема грузов ФТС дополнительно выделила 493 штатные единицы на пункты пропуска на Дальнем Востоке, также был увеличен режим работы пунктов пропуска.
Новость прокомментировала эксперт РАНХиГС, директор Приморского филиала Президентской академии, канд. экон. наук Марина Соколова.
«С одной стороны, рост грузопотока на пунктах таможенного контроля Дальнего востока, как заявляется, на 11% по итогам 4х месяцев текущего года, - это явление, на первый взгляд, позитивное; но при организации параллельного импорта (который стал возможен в рамках проведения СВО) других показателей сложно было бы ожидать.
Первое, на что хочется обратить внимание: рост импортных поставок возрос на 42% по сравнению с прошлым годом, а экспорт - в тот же период - на 8% и это говорит о том, что чистый экспорт может составить отрицательную величину и в рамках макроэкономической стабильности это не очень позитивное явление. Конечно, мы не можем производить в своей стране все разнообразие товаров и услуг, которое закупаем, но стремиться к этому нужно, учитывая задачу, которую поставил Президент России, по экстренному росту и усилению производства импортозамещающих товаров и услуг. Не будем давать оценку насколько это удается, еще раз отметим, что рост импортных поставок, превалирующий над ростом экспортных, означает отток капитала за рубеж, что в современных условиях может привести к не очень позитивным макроэкономическим явлениям.
Второе: на Дальнем Востоке, особенно в Приморском крае, работает ограниченное количество пунктов таможенного контроля и, как мы видим по представленному отчету, для того чтобы обслуживать возросший грузооборот ФТС увеличила количество таможенных работников почти на 500 единиц и - режим работы (т.е. сейчас таможенные пункты работают в круглосуточном режиме, - как это можно предположить из заявления по увеличению графика работы). Понятно, что эти меры - вынужденные, направленные на ритмичность и бесперебойность поставок. Но давайте вспомним, что в ДВФО с 2015 года действует 212-ФЗ о Свободном порте Владивосток. В рамках этого ФЗ предполагается создание производств на территориях свободных таможенных зон при пунктах таможенного контроля. Как видно, во всяком случае в Приморском крае, за истекший период количество пунктов пропуска не увеличено, почему и возникла необходимость ввода дополнительных штатных единиц таможенных работников. Также очевидно, что импортные товары «пойдут» к своим получателям и не останутся, в основной мере, на Дальнем Востоке и Приморском крае. В рамках задачи, которую ставил Президент России в рамках Свободного порта Владивосток, предполагался беспошлинный ввоз товаров, полуфабрикатов и сырья для оставления их на территории свободных таможенных зон и последующего производства на их основе конкурентных, более дешевых по цене, товаров для последующего импорта товаров высокой степени добавленной стоимости. И если бы тот увеличенный грузооборот, о котором отмечает ФТС, оставался в муниципальных образованиях, образующих Свободный порт Владивостока, и способствовал производству новых высокотехнологичных товаров в последствии экспортируемых зарубеж, вот тогда увеличение грузооборота носило бы более пролонгированные и позитивные последствия для экономики РФ».
Источник: https://ria.ru/20230515/torgovlya-1871729312.html
Дата : 16 мая 2023